Приложения
Приложение 1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 " Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве здравоохранения и
социального развития Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Фрадков
Положение
о Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321)
I. Общие положения
1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения,
социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей,
включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний
и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности,
качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического
благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного
обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-
биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и
химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе
негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда,
социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой
миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за
исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной
защиты семьи, женщин и детей.
2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.1. положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству;
5.2.2. квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
5.2.3. методические рекомендации по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;
5.2.4. порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача;
5.2.5. порядок выдачи разрешений для применения средств и методов диагностики
наркомании, и лечения больных наркоманией;
5.2.6. порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;
5.2.7. перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов
профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
5.2.8. порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест;
5.2.9. перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности;
5.2.10.перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации;
5.2.11.акты об оказании первичной медико-санитарной помощи;
5.2.12.порядок оказания скорой медицинской помощи;
5.2.13. порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам;
5.2.14. виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения;
5.2.15.виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
5.2.16.виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
5.2.17.порядок применения новых методов диагностики и лечения;
5.2.18.порядок проведения биомедицинского исследования;
5.2.19. положение о критериях и порядке определения момента смерти человека,
прекращения реанимационных мероприятий;
5.2.20.порядок проведения патолого-анатомических вскрытий;
5.2.21.порядок допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам;
5.2.22. порядок допуска лиц, не имеющих законченного высшего медицинского или
фармацевтического образования, к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в
должностях работников со средним медицинским образованием;
5.2.23.порядок деятельности семейного врача;
5.2.24.порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий;
5.2.25.порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
5.2.26.перечень объектов трансплантации;
5.2.27. перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и
трансплантацию органов и (или) тканей человека, и правила их деятельности;
5.2.28.инструкция о выдаче медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека;
5.2.29.процедура констатации смерти мозга;
5.2.30. номенклатура организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку,
переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;
5.2.31. порядок медицинского обследования доноров;
5.2.32. порядок контроля крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови,
консервирующих растворов, выпускаемых организациями службы крови;
5.2.33.порядок обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами из донорской крови с иностранными медицинскими организациями;
5.2.34.акты по вопросам, связанным с обращением лекарственных средств;
5.2.35.порядок фармацевтической деятельности;
5.2.36.предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля;
5.2.37. перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также
организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и
психотропных веществ физическим лицам;
5.2.38.порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам;
5.2.39.максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;
5.2.40. форма бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или
психотропных веществ, порядок их регистрации, учета, хранения, правил оформления;
5.2.41. порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
5.2.42. порядок создания специальных комиссий для осуществления контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения;
5.2.43. перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в
ветеринарии;
5.2.44. порядок применения лекарственных средств, дезинфекционных средств,
иммунобиологических препаратов, в том числе используемых за рубежом, не разрешенных к
применению, но находящихся на рассмотрении в установленном порядке;
5.2.45. порядок отпуска гражданам медицинских иммунобиологических препаратов,
используемых для иммунопрофилактики;
5.2.46.перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых необходимо проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
5.2.47.перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок;
5.2.48. порядок и сроки проведения профилактических прививок по эпидемическим
показаниям;
5.2.49. национальный календарь профилактических прививок;
5.2.50. акты об обеспечении государственных и муниципальных организаций
здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения
профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
5.2.51.порядок регистрации профилактических прививок, поствакцинальных осложнений, оформления отказа от профилактических прививок, а также формы медицинских документов и сертификата профилактических прививок;
5.2.52.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
5.2.53.размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы в зависимости от предъявляемых к работникам требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам;
5.2.54.должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных категорий работников бюджетных организаций применительно к условиям оплаты труда, утвержденным Правительством Российской Федерации;
5.2.55.разряды оплаты труда и квалификационные требования по должностям отдельных категорий работников, занятых выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
5.2.56.порядок ведения пенсионной документации;
5.2.57.порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
5.2.58.порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы;
5.2.59. правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты;
5.2.60. правила выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
5.2.61.правила обращения за трудовой пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой;
5.2.62.акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования;
5.2.63.перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительного ежемесячного материального обеспечения;
5.2.64. разъяснения о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан;
5.2.65. перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);
5.2.66. предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18
лет;
5.2.67. порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников
организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников
за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;
5.2.68.положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
5.2.69.правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
5.2.70.межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
5.2.71.типовые нормы труда;
5.2.72.нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
5.2.73.нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
5.2.74. нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств,
порядок и условия их выдачи;
5.2.75.нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
5.2.76.рационы лечебно-профилактического питания;
5.2.77. перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в
профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых
продуктов;
5.2.78. перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.2.79. перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
5.2.80. критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в
результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы
реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального
заболевания;
5.2.81.методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
5.2.82.типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;
5.2.83.порядок регистрации соглашений и коллективных договоров;
5.2.84. порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;
5.2.85. порядок исчисления среднего заработка для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;
5.2.86. акты о территориях, которые отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда;
5.2.87. порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
5.2.88. акты о выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
5.2.89. перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, в которых предусмотрено ее прохождение;
5.2.90. порядок выдачи удостоверений о праве на льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
5.2.91. порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о
стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
5.2.92. примерный перечень и нормы выдачи специальной одежды, обуви и инвентаря социальным работникам государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания;
5.2.93. порядок диспансерного наблюдения и лечения несовершеннолетних в детской и подростковой службах;
5.2.94. форма, порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида;
5.2.95. перечни заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
5.2.96. форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы;
5.2.97. форма примерного договора о стационарном обслуживании, заключаемого между учреждениями социального обслуживания, предоставляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями;
5.2.98. нормативы оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению;
5.2.99. нормативные требования физической подготовленности, обязательные для
выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях;
5.2.100. Единая всероссийская спортивная классификация;
5.2.101. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере
деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных
агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется
исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации;
5.3. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства,
а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в
установленной сфере деятельности;
5.4. обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и
письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный
законодательством Российской Федерации срок;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;
5.9. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку,
повышение квалификации и стажировку;
5.10. в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти
иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности,
включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской
Федерации во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ
Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной организации труда, Международной
ассоциации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения,
Международной ассоциации социального обеспечения, Европейском центре по политике и
исследованиям в
области социального благосостояния, международных спортивных и туристических организациях, других международных организациях;
5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
5.12. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
6. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;
6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
6.5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.
7. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также
функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами
Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
III. Организация деятельности
8. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности
Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
10. Министр:
10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
10.2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
10.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности
работников Министерства;
10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
10.6. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении;
10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей
подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств проекты положений о
федеральных службах и федеральных агентствах, предложения о предельной численности и фонде
оплаты труда работников федеральных служб и федеральных агентств;
10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по
формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных Министерству
федеральных служб и федеральных агентств;
10.9. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов,
другие документы, указанные в подпункте 5.1 настоящего Положения;
10.10. вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на
должность и об освобождении от должности руководителей Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда
обязательного медицинского страхования;
10.11. принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10.12. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
10.13. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителей Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования проекты федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении этих бюджетов;
10.14. назначает проверки деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования в случаях, устанавливаемых федеральным законом;
10.15. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке
предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и
учреждений, находящихся в ведении подведомственных Министерству федеральных служб и
федеральных агентств;
10.16. дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и
федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
10.17. отменяет противоречащие федеральному законодательству решения
подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок
отмены решений не установлен федеральным законом;
10.18. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководителей территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств;
10.19. представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
10.20. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим
текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
11. Финансирование расходов на содержание Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
12. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Место нахождения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - г. Москва.