Основные технологии социальной работы - 1. Принципы организации социального консультирования.

1. Принципы организации социального консультирования.

1.1.Принцип анализа подтекста, предполагающий наличие у консультанта способности и умения различать в запросе и словах клиента несколько «слоёв», своеобразное умение «читать между строк». Это позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая излишними вопросами человека, понять, в чём состоит суть его проблемы или затруднения.

1.2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций, направленный на то, чтобы исключить навязывание клиенту какоголибо одного способа поведения и деятельности. Консультант должен предложить некоторый определённый спектр возможностей. Выбор из предложенного – прерогатива клиента и только его.

1.3.Принцип системности, позволяющий консультанту при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.

1.4.Принцип уважения личности клиента, направленный на пресечение любых попыток консультанта «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствие с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах.

2. Принципы осуществления социального консультирования

2.1.Принцип компетентности и профессионализма, предполагающий наличие у консультанта необходимых знаний, умений и навыков, которые он предоставляет в распоряжение клиента. Личные интересы консультанта при этом должны быть подчинены интересам клиента.

2.2.Принцип доверительности и сотрудничества, реализация которого на практике позволяет создать атмосферу взаимного доверия между консультантом и клиентом. В таки х условиях возможность решения проблемы клиента становится более реальной. Кроме того, атмосфера доверия и доверительности является залогом того, что при возникновении подобных проблем и затруднений в будущем, клиент вновь обратится за помощью к консультанту.

2.3.Принцип конфиденц иальности, гарантир ующий, что пол ученная кон сультантом в процессе консультации информация о клиенте не будет распространена и обнародована без согласия и разрешения последнего. Нарушение этого принципа является для консультанта недопустимым превышением своих полномочий.

2.4.Принцип результативности, направленный на то, чтобы усилия консультанта либо помогли клиенту реши ть возникшую у него проблем у, либо создали для этого необходимые условия. При этом, ведущая роль в оценке результативности работы консультанта принадлежит клиенту.

Рассмотренные выше виды социального консультирования, принципы его организации и осуществления позволяют рассматривать процесс консультирования как направление социоинженерной деятельности, объектом которой выступает система ценностей, норм и установок человека или группы. Важнейшая задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать преобразованию внутреннего мира клиента на основе переосмысления им своих жизненных ценностей. Подобный процесс получил в теории и практике социальной работы название аксикреация.

В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит следующим образом. Аксикреация – это процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей (23.С.12). Изменение ценностных структур происходит в результате длительного и систематического общения клиента с консультантом, в процессе реализации разнообразных видов консультирования.

Длительность этого процесса позволяет выделить последовательный ряд этапов социального консультирования, каждый из которых направлен на решение определённых задач и достижения определённых целей.

1.Анализ проблемы, задача которого состоит в том, чтобы клиент мог «взглянуть на себя со стороны». Подобный взгляд позволяет понять, что многие затруднения связаны не столько с объективными трудностями и обстоятельствами, сколько с субъективными установками, стремлениями, целями и идеалами человека.

2.Постановка проблемы, при которой происходит непосредственное воздействие на систему ценностей клиента с целью её изменения. Именно здесь, собственно, и начинается процесс аксикреации и личностной реинтеграции, т.е. восстановление связей между субъектом и окружающим его миром. Успешным и результативным подобное воздействие станет тогда, когда последовательно будут решены важнейшие задачи процесса аксикреации, а именно:

«разблокирование» предыдущей системы ценностей, т.е. её пересмотр и переоценка, в ходе которых свойственные человеку ценностнонормативные структуры подвергаются сомнению, становятся менее прочными, в результате

чего создаётся пространство для формирования новой системы ценностей, норм и установок;

    «изменение» существующей системы ценностей, когда человек получает возможность апробировать новые, не свойственные ему ранее ценности и нормы; при этом, он может попытаться идентифицировать себя с теми субъектами, для которых эти нормы и ценности являются привычными, оценив, таким образом, их достоинства и недостатки;

    «заблокирование» новой ценностнонормативной системы, т.е., окончательное принятие человеком новых ценностей, норм и установок, которые становятся неотъемлемым элементом его личности (22, 40.С.179).

Необходимо помнить, что для решения всего комплекса задач требуется время, в течение которого клиент нуждается в поддержке, поощрении и необходимой помощи.

Новый ценностный и мотивационный комплекс, который формируется у человека в ходе решения вышеуказанных задач, продолжает развиваться в процессе дальнейшего общения с консультантом и последующей жизнедеятельности, приобретая всё новые и новые элементы, черты и свойства. Единство этих процессов может быть обозначено как аксиогенез, т.е., последовательное и непрерывное совершенствование и развитие системы ценностей субъекта. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека и непосредственно влияет на то, какие пути, средства и способы самореализации он для себя выбирает.

3.Формулировка целей, на котором человек, при поддержке и помощи консультанта, получает возможность поставить перед собой новые цели в соответствии с новой системой ценностей, выработанных на предыдущем этапе.

4.Выработка решений, на котором в ходе совместной с консультантом деятельности клиент имеет возможность выработать определённый диапазон возможных решений и при их практической реализации становится возможным достижение им новых жизненных целей.

5.Реализация решения, на котором осуществляется процесс выбора и реализации человеком какоголибо из принятых ранее решений по достижению новых целей. Последние, как и новые мотивы деятельности человека становятся основой для его послед ующей жизнедеятельности, выполнения им новой системы социальных ролей и приобретения новых социальных позиций и статусов.

В зависимости от условий происходит процесс аксикреации, что представляют собой проблемы и потребности клиента и возможности консультанта, выделяются следующие основные формы и способы социального консультирования. При этом, наиболее существенную роль в выборе конкретных способов и форм работы в каждом случае играют рассмотренные выше целевые установки клиента. В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

   монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

   диалог, свободная беседа клиента и консультанта;

   ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

   разнообразные тестирования;

   различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, вопервых, искреннего желания помочь человеку, вовторых, деликатности при контакте с ним, и, втретьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.

Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо тех, которые были перечислены выше.

1.Принцип заинтересованности клиента, предполагающий, что при работе с клиентом консультант должен, в первую очередь, убедить его в необходимости и полезности аксикреации или аксиокоррекции с целью последующего решения существующей проблемы.

2.Принцип ситуативного контроля, соблюдение которого позволяет консультанту даже в условиях напряжённой работы сохранять возможность трезвого и объективного взгляда на ситуацию, чтобы вмешаться в неё в случае возникновения негативных или деструктивных тенденций.

3.Принцип органичности и естественн ости, заключающийся в том, что консультанту не следует форсировать и искусственно ускорять процесс аксикреации. Он должен быть естественным результатом совместной деятельности консультанта и клиента по осмыслению и анализу возникшей проблемы.

4.Принцип незавершённости, направленный на то, чтобы оставить клиенту возможность принятия другого решения, формирования новых, дополнительных ценностей, пересмотра решений, принятых ранее.

Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта – опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие:

   передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных   моделях поведения и способов деятельности;

   предоставление необходимой клиенту информации;

   аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез;

   контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента;

   формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире;

  обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения
ценностнонормативных конфликтов.

Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека

3. Частные социальные технологии.

3.1. Социальная работа с бедными и малоимущими.

Неоднозначность процессов, происходящих в современном российском обществе, порождает яростное столкновение взглядов, мнений, оценок. Но практически все участники научных и политических дискуссий, независимо от мировоззренческой, научной и политической ориентаций, соглашаются с тем, что одной из наиболее болезненных проблем современной России является проблема бедности, проблема стремительного имущественного расслоения населения. Сегодня бедность приобретает черты масштабного и массового явления, не обращать внимание на которое уже невозможно.

Бедность давно и прочно укоренилас ь в социальной ткани российского общества. Однако, длительное время по идеологическим и политическим мотивам было принято не только отрицать существование этого явления, но и на терминологическом уровне использовать понятие «малообеспеченные». Это, в свою очередь, приводило к тому, что на уровне государства и общества отсутствовала эффективная система социальной поддержки этой категории населения. Современный этап существования российского общества заставляет самым серьёзным образом подойти к решению названной проблемы. А это, в свою очередь, вынуждает внимательно присмотреться к тому, что представляет собой бедность как социальный феномен.

Теоретические исследования проблем бедности имеют достаточно длительную историю. Уже во второй половине ХVIII века европейские мыслители эпохи Просвещения обратили внимание на этот социальный феномен и задумались о его природе. Исследования были продолжены в ХIХ веке, когда были заложены теоретические основы для определения понятия «бедность», структуры бедности, и её связи с различными социальными процессами и тенденциями. При этом, большинство исследователей сходились и сходятся во мнении, со

гласно которому, бедность – это закономерное следствие социально экономического развития и социальной жизни.

Последующее развитие социальноэкономического знания позволило не только продолжить исследования в рассматриваемом направлении, но так же разработать и внедрить в социальную практику конкретные системы помощи и поддержки бедных и малоимущих. Однако, надо помнить о том, что ни в одном государстве мира до сих пор не удалось решить проблему бедности как её полное и окончательное уничтожение. Все попытки уравнять граждан в их материальном и имущественном положении приводили к тому, что изменялись формы проявления бедности в обществе, её уровень и важнейшие характеристики, но само явление продолжало существовать. Это позволяет сделать вывод о том, что эффективное решение проблемы бедности невозможно только через оказание бедным и малоимущим исключительно материальной и экономической помощи в виде пособий, разовых выплат и т.п. Данная проблема имеет и социальноэкономический, и социальнопсихологический, и социокультурный характер. Бедность – это структурный социальный феномен, проблема, которая существует всегда.

Комплексный характер проблемы бедности находит своё отражение уже в определении самого понятия «бедность».Оно не может быть определено однозначно, раз и навсегда. В его определении необходимо учитывать как объективные характеристики материальных возможностей человека или группы, так и их субъективные оценки и восприятие.

Основой определения бедности для большинства исследователей является наличие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности (40.С.48). При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.

Вопервых, это абсолютная бедность, представляющая собой такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Абсолютная бедность представляет собой наиболее тяжёлую её разновидность. Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения (невозможность нормально питаться, иметь хорошую и добротную одежду, оплачивать нормальное жильё, дать качественное образо вание детям и др.), но, и испытывают и моральнонравственные страдания и переживания. Их неблагоприятное материальное положение вызывает жалость, а иногда и презрение части окружающих, отношение к ним как к неудачникам или бездельникам, которые сами виноваты в своём состоянии. Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.

Вовторых, это относительная бедность, представляющая собой такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъ

ективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность. Довольно часто это связано с укоренёнными в массо вом сознании предста влений об обеспеченной жизни. Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.

Выделение абсолютной и относительной бедности осуществляется на таком основании, как уровень имеющегося у человека или группы дохода. Ещё одним основанием, позволяющим выделять определённые виды бедности, является то, как человек использует имеющиеся в его распоряжении средства. По этому основанию можно выделить такие виды бедности как первичная и вторичная.