Основные технологии социальной работы - 2.3. Социальная профилактика

2.3. Социальная профилактика

Анализ сущности и содержания технологий социальной диагностики и социальной терапии позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие определённых мер, направленных на полное или частичное разрешение выявленных проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта. Не будет ошибкой предположить, что социальная диагностика и социальная терапия являются важнейшими составными частями деят ельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере – службами занятости и отделами социальной защиты населения, миграционными службами и отделами социального обеспечения, службами психологической поддержки и отделами по защите прав детей и т.п.

Однако, выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность, направленную на предупреждение проблемных ситуаций и жизненных затруднений, их предвосхищение и предвидение. Речь идёт о деятельности по социальной профилактике. Что же представляет собой эта часть профессиональной деятельности социальных работников, какое место она занимает в системе социальной поддержки и помощи, каковы её основополагающие характеристики?

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психологопедагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.(24.С.221).

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Пра

вильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социальнопрофилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.

Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

   выявление причин и условий, способствующих возникновению какойлибо проблемы или комплекса проблем;

   уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

   предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

   сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

   содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей (22,31).

Даже поверхностный анализ перечисленных целей позволяет сделать вывод о том, что в социальнопрофилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент. Это обусловлено рядом характеристик и свойств, объективно присущих обществу как целостной системе, среди которых:

вопервых иерархический принцип построения его внутренней структуры, когда интересы и возможности ряда социальных слоёв и групп, коллективов и организаций «подчинены» интересам других, что приводит к возникновению чувства неудовлетворённости своим социальным, имущественным и другим положением и стремлению его изменить.

Вовторых постоянное присутствие в обществе и системе его жизнедеятельности таких феноменов как социальная аномия и социальная депривация, приводящих к тому, что целый ряд социальных субъектов сталкивается с ситуацией, при которой существует постоянное расхождение между имеющимися потребностями и наличием легитимных средств и способов их удовлетворения. Это приводит к тому, что в обществе обостряется ощущение социальной несправедливости, и ряд социальных субъектов вынужден прибегнуть к социально неприемлемым способам достижения собственных целей.

Втретьих объективный закон постоянного возвышения потребностей, обуславливающий более высокие темпы роста человеческих потребностей по сравнению с другими характеристиками общества, в первую очередь, с его возможностями эти потребности удовлетворять.

Характер и содержание социальнопрофилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание

принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.

Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.

В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:

1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).

3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели (32.С.419).

4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домовинтернатов, приютов, детских домов и заключённые).

6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).

Несмотря на то, что при работе с данными социальными группами могут и должны быть достигнуты те цели социальной профилактики, о которых говорилось выше, в каждом конкретном случае предполагается постановка и достижение собственных целей, обусловленных особенностями конкретного объекта деятельности. Так, при работе с лицами, находящимися в зависимости от государства одной из важнейших социальнопрофилактических целей является предотвращение и пресечение возможных нарушений прав этих людей со стороны персонала соответствующих учреждений, государственных органов и чиновников. Работа с теми социальными группами, которые можно рассматривать как сравнительно новые (фермеры и предприниматели) предполагает достижение такой цели, как формирование у них системы гуманистических и альтруистических ценностей.

Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:

1.Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения.

2.Жизнедеятельность семей и групп «социального риска».

3.Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения.

4.Условия содержания и жизнедеятельности в учреждениях социального обслуживания, попечительства, наказания и перевоспитания.

Помимо вышеперечисленных, многие другие проблемы социальной жизни могут рассматриваться, при определённых условиях, как возможные объекты социальной профилактики – экологическое благопол учие региона, состояние рынка труда, демографические и т.д.