Основные технологии социальной работы - Стадия разработки альтернативных целей

Стадия разработки альтернативных целей

В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной рег уляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностнорациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь

человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям и социальноролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии социальной диагностики, включающее в себя следующие элементы (22,40).

Вопервых, определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные, объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им какихлибо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего трудоустройства, необходимо учитывать не только собственные желания и устремления клиента, но и его уровень образования, квалификации, востребованность данной работы на рынке труда и т.п.

При этом, социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный ранее анализ сложившейся ситуации.

Вторым необходимым элементом рассматриваемой стадии социальной диагностики является расширение социальной свободы субъекта, т.е. деятельность, направленная на высвобождение индивидуального начала человека или группы, активизация их творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь «рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью. При этом, необходимо помнить, что в качестве подобных начал могут выступать не только какиелибо выдающиеся способности, но и любые возможности и способности человека, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы ранее, на предыдущих этапах его жизнедеятельности. Раскрытие и последующая реализация этих способностей могут стать основой для решения той проблемы или комплекса проблем, с которыми сталкивается субъект. Например, решение упоминаемой выше проблемы поиска новой работы, зачастую осложняется для человека тем, что он не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.

Наконец, третьим элементом настоящей стадии социальной диагностики является построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Как элемент социальной диагностики, идеал не предполагает своеобразного «отлёта» от реальности. В рассматриваемом случае, это перспектива, отодвинутая во времени и определённое обоснование всей дальнейшей деятельности субъекта.

Как и на предыдущих стадиях разработки альтернативных целей, построение подобного идеала предполагает совместную деятельность социального работника и клиента. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной

деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспективный и в принципе достижимый.

Таким образом, стадия разработки альтернативных целей даёт возможность найти возможные пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним новые цели и раскрыть те его способности и возможности, которые позволяют их реализовать.