Ответы к экзамену по социологии - Информационное общество и электронное правительство

48. Информационное общество и электронное правительство

В конце XX в. стали проявляться отчетливые изменения в развитии цивилизации, связанные с переходом в стадию информационного общества. Для информационного общества характерна радикальное изменение социальной структуры, за счет снижения числа работающих в традиционных сферах и, соответственно, резкого увеличения (не менее 50%) занятых в информационной сфере. При этом информация выступает как некая универсальность: она одновременно является и предметом труда, и средством труда, и продуктом труда.

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

•    формирование единого информационно-коммуникационного пространства как внутри страны, так и в глобальном масштабе;

•    становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

•    создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

•   повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификаций, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

•    создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического раз-

вития.

 

Изменение технологической базы общества ведет к изменению характера труда. В информационном обществе

возникают более творческие и независимые виды труда, которые не пригодны для конвейеризации. Элитой нового общества являются люди, обладающие теоретическими знаниями, а не землей и капиталом.

Было бы заблуждением считать, что в будущем обществе потребление информации заменит потребление энергии и материальных продуктов. В информационном обществе технический прогресс позволяет получить значительные результаты с меньшими затратами труда, природных ресурсов, энергии. Важно отметить и то, что в информационном обществе информационное неравенство будет усиливаться. Свобода доступа к информационным ресурсам государства не подразумевает бесплатного доступа к ресурсам частных фирм, которые, вкладывая значительные инвестиции в получение и рациональную обработку информации, имеют право не делиться полученными знаниями с другими структурами общества. Проблемами информационного общества занимались такие известные ученые, как Д. Белл, О. Тоффлер, Э. Пестель, Р. Коуз, К. Эрроу.

Англоязычный термин e-Government толкуется намного шире, чем «электронное правительство» или даже более правильное — «электронное управление государством». В России концепция «электронного правительства» лежит в основе Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Современный подход к взаимодействию граждан и государства исходит из того, что государственные институты должны внедрять современные телекоммуникационные технологии и за счет этого повышать эффективность управления, а также снижать затраты на предоставление различных услуг (выдачу справок, лицензий, прием налоговых отчетов и т. д.). Мировой опыт показывает, что модель электронного правительства естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура.

 В числе функций «электронного правительства»: автоматизация отношений и документооборота между ведомствами, обеспечение «прозрачности» и эффективности отношений государственных органов и бизнеса при осуществлении закупок работ (услуг) для государственных нужд, автоматизация расчетов по налогам, организация обратной связи с гражданами.

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), лежащее в основе концепции «электронного правительства», является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, в государственном и негосударственном секторах экономики. Не менее важным результатом внедрения концепции «электронного правительства» является создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет.