Ответы к экзамену по социологии - Общая характеристика рынка труда

89. Общая характеристика рынка труда

Как известно, рынок представляет собой пространство, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего для каждого стандартного товара (или услуги) устанавливаются равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса. Очевидно, что данное понятие рынка должно быть скорректировано, если речь идет о таком специфическом товаре, как труд. Это связано с тем, что носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (токарь, инженер, врач и т.д.), но и целым «спектром» других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями. В этой связи понятие «рынок труда» носит в какой-то степени абстрактный характер.

С другой стороны, и работодатели (т. е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивая его (работника) коммуникабельность, умение работать в коллективе, способность к переобучению, трудовую мобильность.

Труд имеет не только экономическую ценность (важнейший производственный фактор, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества), но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики — занятость трудовых ресурсов.

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решения о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в законе о занятости.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место излишек рабочей силы. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она реально существовала в «скрытой» форме, часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Реформирование экономики России со всей остротой ставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. Уже на первых этапах (1992—1995 гг.) произошло существенное сокращение численности занятых в экономике страны. Это было вызвано не только кризисными явлениями (спадами производства), но и тем, что в условиях командно-административной экономики занятость населения искусственно поддерживалась на очень высоком уровне (практически все трудоспособное население работало, в то время как для эффективной рыночной экономики этот показатель не превышал 94—95%). В результате на предприятиях был существенный избыток рабочей силы.  С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, т. е. «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые официально зарегистрированные безработные.

 В этой ситуации одной их основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (т. е. таком, при котором уровень безработицы не превышал бы 5%).  В России в 1991 г. во всех регионах была создана государственная служба занятости, чтобы помочь безработным найти работу. В дальнейшем функции служб занятости заметно расширились: они стали оказывать профориентационные услуги (подбирать работу в зависимости от психологических особенностей личности), проводить переобучение безработных по профессиям, которые требуются на рынке труда данного региона, оказывать материальную помощь особо нуждающимся безработным, создавать и сохранять рабочие места на тех предприятиях, где ожидается массовое высвобождение рабочей силы, предоставлять ссуды тем безработным, которые собираются открыть собственное дело.

 Становлению рынка труда в России препятствует ряд причин. Во-первых, рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных мест, с другой — значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей. Во-вторых, по-прежнему существуют административные и правовые ограничения на миграцию рабочей силы (институт прописки).

 

В-третьих, отсутствует реальный рынок доступного жилья, что также сдерживает территориальное перераспределение трудовых ресурсов. Наконец, в-четвертых, экономика все еще остается высокомонополизированной, что позволяет работодателям диктовать условия занятости (в частности уровень заработной платы), а работники вынуждены их принимать.

Противоречивый характер проведения экономических реформ в стране позволяет с достаточной степенью вероятности прогнозировать сроки формирования эффективного рынка труда. Очевидно лишь одно — создание конкурентной среды на всех рынках ресурсов, товаров и услуг в сочетании с формированием у населения трудовой мотивации, адекватной рыночным условиям, позволит значительно сократить издержки и период вхождения России в цивилизованный рынок.