83. Основные школы западной
социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер)
Социология труда (в развитых государствах Запада она чаще именуется индустриальной социологией) начала развиваться в 20—30-х гг. XX в. Исследуя проблемы, связанные с социальной сущностью труда, индустриальная социология важным объектом анализа делает социально-трудовые отношения. Один из известных современных американских социологов Ф. Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственного поведения работников,
Первый подход. Научный менеджмент, базирующийся на разработанной в начале XX в. теории американского инженера Фреда Тейлора. Согласно теории, эффективность труда человека увеличивается сведением производственного задания к простейшим операциям, не требующим сложных трудовых навыков. Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже у старых и ленивых рабочих. Хронометрирование рабочих операций с целью экономии движений и упрощения трудовых функций, подробное описание каждой операции, тщательный инструктаж, почасовая оплата и система бонусов (крупных премий из прибыли предприятий, получаемых обычно один-два раза в год за успехи в труде), сборочные конвейеры — все это научная организация производства, широко и успешно используемая в промышленности и по сей день.
Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 20—30-х гг. XX в. американским ученым Элтоном Мэйо знаменитые хотонские эксперименты в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение эффективности производства (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства и т. п.), Элтон Мэйо показал роль человеческого и группового фактора. В концепции «человеческих отношений» Мэйо акцентирует внимание, во-первых, на том, что человек — социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; во-вторых, жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; в-третьих, руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворение у индивида от работы. Второй подход назван менеджментом человеческих отношений. Именно со второго подхода началась американская индустриальная социология. В современных условиях в ее пределах исследуются и практически разрабатываются важные проблемы труда. Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван ситуативным менеджментом. Здесь используются материальные, социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд тщательно увязывается с достижениями конкретных целей трудовом процессе, а главной заботой менеджера стали оценка результатов деятельности работника и дозирование материальных и моральных стимулов.