Ответы к экзамену по социологии - Основные школы западной социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер)

83. Основные школы западной

социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер)

Социология труда (в развитых государствах Запада она чаще именуется индустриальной социологией) начала развиваться в 20—30-х гг. XX в. Исследуя проблемы, связанные с социальной сущностью труда, индустриальная социология важным объектом анализа делает социально-трудовые отношения. Один из известных современных американских социологов Ф. Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственного поведения работников,

Первый подход. Научный менеджмент, базирующийся на разработанной в начале XX в. теории американского инженера Фреда Тейлора. Согласно теории, эффективность труда человека увеличивается сведением производственного задания к простейшим операциям, не требующим сложных трудовых навыков. Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже у старых и ленивых рабочих. Хронометрирование рабочих операций с целью экономии движений и упрощения трудовых функций, подробное описание каждой операции, тщательный инструктаж, почасовая оплата и система бонусов (крупных премий из прибыли предприятий, получаемых обычно один-два раза в год за успехи в труде), сборочные конвейеры — все это научная организация производства, широко и успешно используемая в промышленности и по сей день.

Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 20—30-х гг. XX в. американским ученым Элтоном Мэйо знаменитые хотонские эксперименты в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение эффективности производства (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства и т. п.), Элтон Мэйо показал роль человеческого и группового фактора. В концепции «человеческих отношений» Мэйо акцентирует внимание, во-первых, на том, что человек — социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; во-вторых, жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; в-третьих, руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворение у индивида от работы. Второй подход назван менеджментом человеческих отношений. Именно со второго подхода началась американская индустриальная социология. В современных условиях в ее пределах исследуются и практически разрабатываются важные проблемы труда. Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван ситуативным менеджментом. Здесь используются материальные, социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд тщательно увязывается с достижениями конкретных целей трудовом процессе, а главной заботой менеджера стали оценка результатов деятельности работника и дозирование материальных и моральных стимулов.