Ответы к экзамену по социологии - Теоретические предпосылки социологии. Социальное знание в Новое время

2. Теоретические предпосылки

социологии. Социальное знание

в Новое время

Никколо Макиавелли (1469—1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждений платоновского государства, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Закон первый: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив. Желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести того, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.

Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, но зло — признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

Закон третий: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же надо производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой для учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» — и ответил на него так: «Во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результат, воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими». Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние обществ порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т. е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а, напротив соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности Государство — наилучший способ удовлетворения такой потребности.

Гражданское общество — высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. В гражданском обществе возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия. В результате общественного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту.

Кроме того, среди мыслителей Нового времени, следует отметить Джамбаттиста Вико (1668—1744), который создал общую теорию развития общества: различные эпохи в развитии человечества он считал необходимыми и обусловленными («век богов», «век героев», «век людей»), которым соответствуют господство теократии и антимистического сознания, военной аристократии, право, равное для всех. Исторический процесс, по его мнению, это круговорот, в котором циклы состоят из указанных эпох. Вико поставил и верно решил ряд социологических вопросов: о возникновении идеологии, появлении частной собственности, неравенстве в обществе.

Т. Р. Мальтус (1766—1834) — автор работы «Опыт о законе народонаселения», утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться в геометрической прогрессии, а средства существования растут лишь в арифметической прогрессии, что негативно сказывается на благосостоянии. По его мнению, население может и должно уменьшаться в результате войн, болезней, воздержания от брака и половых отношений. В современных условиях проблемы, связанные с быстрым ростом народонаселения в развивающихся странах, служит основанием для периодического оживления модифицированных форм теории Мальтуса («неомальтузианские теории»).

Кроме этого, среди предшественников социологической теории следует отметить основоположников утопического социализма — Томаса Мора (1478—1535), английского гуманиста, государственного деятеля, писателя, и Томмазо Кампанеллу (1568—1639), итальянского философа, политического деятеля, монаха-доминиканца.

Т. Мор в книге «Утопия», содержащей описание идеального строя фантастического острова Утопия, изобразил общество, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; труд — обязанность всех, распределение происходит по потребности.

Т. Кампанелла в произведении «Город солнца» описал идеальную общину, руководимую учено-жреческой кастой и характеризующуюся отсутствием частной собственности и семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.