52. Виртуальные сетевые сообщества,
телеработа. Информационная
стратификация
Сеть Интернет позволила обеспечить достаточно дешевую и простую в техническом отношении коммуникацию для своих участников. Пользователи сети Интернет и других компьютерных сетей могут быть описаны как члены виртуальных сетевых сообществ (коммьюнити). При этом сетевое коммьюнити выступает как некоторая социальная целостность в форме базовой единицы социальной организации пользователей.
• Основными свойствами такого рода социальной группы являются: наличие членов группы (пользователей ресурсов Интернет), критерии членства (доступ в Сеть), совокупность предписанных ролей (поставщик контента, пользователь, участник чата, конференции и т. п.), наличие норм, которых должны придерживаться члены группы.
• Сетевые сообщества могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. Необходимо особо отметить, что появление сетевого коммьюнити возможно как результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов в Сети или контактов с поставщиками информации' (контента).
• Первые сетевые сообщества возникли в связи с появлением в 1979 г. открытых электронных досок объявлений. Дальнейшее развитие это социальное явление получило с созданием в 90-х гг. групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов.
• Необходимо отметить, что границы сетевых сообществ, как и сферы их интересов, в подавляющем большинстве случаев размыты, структура власти в них также четко не прослеживается. Основными властными функциями в сетевых сообществах, причем в достаточно условной форме, владеют создатели контента, администраторы, модераторы конференций и форумов.
Членов локальных сетевых сообществ объединяет общая система ценностей, которые могут быть экономическими, культурными, политическими, религиозными и т. п. Важна и коммуникативная составляющая в функционировании сообществ, проявляющаяся в стремлении к активному общению между собой с целью обмена знаниями и опытом и, в конечном счете, к социализации участников коммьюнити.
Процесс коммуникация определяет отношение индивида не только к другим членам «своего» сетевого сообщества, но и к структурам, образующим Сеть. Действия личности становятся зачастую коммуникативным актом совершенствования структуры Сети, выработки стандартов социального поведения. Интуитивное начало в вопросах функционирования сетевых сообществ в большинстве случаев превалирует над началами формальной логики социального поведения. В свою очередь Сеть благодаря наличию внутрисистемной коммуникации содействует процессу самообучения и формирования социальных норм. При этом разные группы сетевых сообществ, обладая общими группообразующими признаками, тем не менее, различаются в некоторых аспектах своего социального поведения.
В настоящее время торговля, коммуникации и конкуренция в сетевых сообществах переходят на новый качественный уровень с учетом возможностей, предоставляемых Сетью во всепланетном масштабе.
I Интернет открыл перед миллионами членов своих сообществ возможность работать в любой точке земного шара не покидая своей страны (Transborder telework). Такого рода деятельность является составной частью свободного режима рабочего дня (flextime). В развитых странах Запада новое явление имеет несколько названий, отличающихся оттенками. Это telecommuting, telework, telejob. В русский язык начинает входить в жизнь слово «телеработа».
Предполагается, что к 2005 г. в развитых странах этим
видом труда будет занято 20% работников, а в Великобритании этот процент «телезанятости» уже достигнут. Считается, что 50% всех известных профессий могут с успехом
функционировать в рамках телеработы. В первую очередь
на такую работу могут рассчитывать программисты, дизайнеры, переводчики, научные работники, редакторы, консультанты и другие специалисты, работающие с информацией в электронном виде. Это может быть работа на фирму, когда рабочее место оборудуется дома у работника с подключением к сети Интернет или самостоятельная работа (Self Employment).
При телеработе организация труда в форме «рабочего времени», предусматривающая присутствие в офисе, утрачивает экономическое содержание, но сохраняет социальное значение. Появлению и широкому распространению технологий телеработы способствовали следующие социальные факторы:
• возникновение сетевой экономики (networked economy), в которой телеработа и телеторговля играют центральные роли;
• усиливающаяся общая необходимость снижения затрат на производство и повышение уровня сервиса для клиентов, а также усиление позиций в экономике предпринимателей малого бизнеса;
• растущее беспокойство по поводу состояния окружающей среды и особенно негативных последствий от автомобильных выхлопов.
Системообразующим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование компьютеров и телекоммуникаций для изменения принятой географии работы. Массовое применение методов телеработы способно принести существенные социально-экономические выгоды как обществу, так и личности. Среди достоинств телеработы:
• уменьшение остроты транспортных проблем и загрязнения окружающей среды в связи со снижением общего автомобильного трафика;
• уменьшение безработицы;
• доступ к работе лиц с ограниченной трудоспособностью или имеющих временные ограничения для выполнения трудовых обязанностей, связанных с воспитанием детей или уходом за больными
• уменьшение непроизводительных потерь времени, связанных с переездом на работу.
Информационное неравенство (информационная стратификация) в эпоху формирования информационного общества становится одним из важнейших факторов дифференциации социальных групп. В 1997 г. Программа развития ООН ввела новое измерение бедности — информационное, характеризующее возможность доступа к информационной магистрали широких слоев населения. В информационном обществе основным конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах феномен зависимости успеха человека в современном мире от его отношения к телекоммуникационной революции получил название «цифровой барьер», или «цифровой разрыв» (Digital Divide). Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам, изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по сравнению с сетевым сообществом. Информационная стратификация существует и внутри самой сети Интернет. Разными правами по доступу к информации обладают владельцы ресурсов и пользователи,
администраторы, модераторы сетей межличностного общения и участники указанных сетей. Наиболее заметным в Интернете является лингвистическое неравенство. Подавляющее большинство ресурсов представлено на английском языке. Таким образом, пользователи, не владеющие этим языком, оказываются в экономически невыгодном положении. Кроме лингвистического аспекта, существует еще когнитивно-семантический аспект информационной стратификации. Существо когнитивно-семантического аспекта обстоит в том, что способность индивида к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, которым он свободно владеет.
Информационная стратификация пользователей может осуществляться и в зависимости от их гражданства. Кроме того, в многопользовательских компьютерных системах существуют различные системы ограничения доступа к информационным ресурсам, устанавливаемые владельцами Них систем.
Наиболее значимой и болезненной проблемой, способствующей информационной стратификации для России, с ее территориальной разбросанностью, является проблема доступа к Сети в малонаселенных и географически удаленных от региональных центров населенных пунктах.
Если заглядывать в будущее, то после становления информационного общества информационная стратификация, по всей видимости, будет определяться уже не столько социальными признаками, сколько соотношением в психике субъектов социальных отношений и политикой государственных или межгосударственных структур.