Баннер

Поиск по сайту

Loading

55. Что такое культурные универсалии?

Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем куль турам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, Динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди» в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.



56. Основные элементы культуры

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Тер мин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная, реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения/Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются Стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычайвоспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.  Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия!

Выполнение ритуалов или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.





Содержание статьи
  1. Ответы к экзамену по социологии
  2. Теоретические предпосылки в социологии. Социальные знания в античности . Платон, Аристотель и частная собственность
  3. Теоретические предпосылки социологии. Социальное знание в Новое время
  4. Возникновение социологии в первой половине XIX в. и предшественники общей социологии
  5. позитивистская социология О. Конта
  6. Классический этап в развитии социологии. Социолог-позитивист Герберт Спенсер
  7. Классический этап в развитии социологии. Социально-философская теория марксизма
  8. Классический этап в развитии социологии. Георг Зиммель
  9. Классический этап в развитии социологии. Эмиль Дюркгейм
  10. Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер
  11. Классический этап в развитии социологии. «Понимающая» социология Макса Вебера
  12. Предмет и объект современной социологии
  13. Структура и функции социологии
  14. Современная западная социология(классификация современных социологических направлений по П. Монсону)
  15. Символический интеракционизм (Г. Блюмер)
  16. Феноменологическая социология (А. Шюц)
  17. Интегративная социологическая теория Ю. Хабермаса
  18. Теории социального конфликта (Р. Дарендорф)
  19. Развитие социологии в России
  20. Интегральная социология П. А. Сорокина
  21. Понятие социального
  22. Социальная и социетальная системы
  23. Общество как социетальная система
  24. Типы обществ. Классификация
  25. Социальные законы и социальные отношения
  26. Социальная деятельность и социальное действие
  27. Социальные связи и социальное взаимодействие
  28. Социальный институт
  29. Социальная организация. Типы организаций и бюрократия
  30. Социальная общность и социальная группа
  31. Социология малых групп. Малая группа
  32. Социальный контроль. Социальные нормы и социальные санкции
  33. Девиантное поведение. Причины девиации по Э. Дюркгейму. Делинквентное поведение
  34. Общественное мнение и его функции
  35. Массовые действия
  36. Социально-политическая организация общества и ее функции
  37. Взаимосвязь общества и государства
  38. Социальное изменение
  39. Социальные движения и их типологии
  40. Социология религии. Функции религии
  41. Социальное управление и социальное планирование
  42. Постиндустриальное общество.Глобальная система
  43. Информационное общество и электронное правительство
  44. Общая характеристика мирового сообщества и мировой рынок
  45. Современные тенденции международных экономических отношений. Критерии социально-экономического прогресса
  46. Международное разделение труда
  47. Виртуальные сетевые сообщества,телеработа. Информационная стратификация
  48. Место России в мировом сообществе
  49. Понятие культуры. Виды и функции культуры
  50. Что такое культурные универсалии. Основные элементы культуры
  51. Социокультурные суперсистемы
  52. Понятие «личность». Социология личности
  53. Социализация личности
  54. Периодизация развития личности (по Э. Эриксону)
  55. Понятия социальный статус и социальная роль
  56. Социально-ролевой конфликт и социальная адаптация
  57. Социальные потребности. Концепции человеческих потребностей (А. Маслоу, Ф. Херцберг)
  58. Понятие социальной структуры
  59. Социальное неравенство и социальная стратификация. Типы социальной стратификации
  60. Совокупный социально-экономический статус
  61. Социальный слой и социальный класс. Социальное расслоение
  62. Понятие социальной мобильности, ее виды и типы
  63. Каналы вертикальной мобильности (по П. А. Сорокину)
  64. Основные изменения в социальной стратификации российского общества
  65. Социальная структура современного российского общества как система группи и слоев (по Т. И. Заславской)
  66. Средний класс и дискуссии о нем
  67. Что такое маргинальность? Кто такие маргиналы?
  68. Понятие семьи и ее функции
  69. Основные типы современной семьи
  70. Функции социальных конфликтов и их классификация
  71. Субъекты конфликтных отношений
  72. Механизмы социального конфликта и его стадии
  73. Управление социальным конфликтом
  74. Социология труда. Ее основные категории
  75. Основные школы западной социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер)
  76. Стимулирование и мотивы труда
  77. Трудовые коллективы, их виды
  78. Конфликты на производстве: их виды и типы
  79. Причины конфликтов в производственных коллективах.Социальная напряженность. Функции производственного конфликта
  80. Экономика как особая сфера общественной жизни и экономическая социология<
  81. Общая характеристика рынка труда
  82. Безработица и ее формы
  83. Социология регионов
  84. Социология расселения и понятие демографии. Численность населения
  85. Воспроизводство населения и социальное воспроизводство
  86. Социально-территориальные общности. Социология города и деревни
  87. Процесс урбанизации, его этапы. Миграция
  88. Основные категории этносоциологии. Этническая общность, этнос
  89. Социологическое исследование и его виды
  90. Программа социологического исследования
  91. Методы социологического исследования: опрос, интервью, анкетирование, наблюдение
  92. Анализ документов
  93. Литература
  94. Содержание

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...
  • 16.01.2013 - Дипломная работа Политический имидж лидера...
  • 18.01.2013 - Контрольная работа Нормы административного права...
  • 21.01.2013 - Курс раб. Особенности психологического консультирования дошкольников...
  • 20.12.2012 - Реферат "Виды социально-экономических экспериментов"...