Право социального обеспечения - Гусов К.Н. - Пенсии по старости / Общие условия права на пенсию

Пенсии по старости / Общие условия права на пенсию

Законодательство стран Восточной Европы различает общие и льготные условия назначения пенсий по старости (в разных странах они могут называться иначе).

А. Общие условия права на пенсию, установленные законами отдельных стран, приведены в таблице

 

Мужчины

Женщины

Возраст

Стаж

Возраст

Стаж

СРЮ

60

20

55

20

Румыния

62

30

57

25

Чехия1

62

25

57— 61

25

Венгрия1

62

20

62

20

Болгария1

63

37

60

34

Польша

65

25

60

20

 

Поясним данную таблицу применительно к решениям об условиях возникновения права на пенсию по старости, принятым в отдельных странах.

Предусмотренный пенсионным законодательством Румынии возрастной предел связывается с правом и обязанностью работодателя направить документы в орган, назначающий пенсию; с назначением пенсии трудовое отношение прекращается в силу закона. Однако работник вправе по своему желанию продолжить работу еще в течение 3 лет, и работодатель должен, не передавая документы, обеспечить ему такую возможность. По истечении этого периода назначение пенсии обязательно. Румынское законодательство установило также повышенный на 3 года предельный возраст для профессоров, доцентов и научных работников высших категорий и возможность продолжения по их желанию работы еще в течение 5 лет.

Указанные в таблице условия по возрасту в Венгрии и Чехии будут введены постепенно: в Чехии — к 2007 г., а в Венгрии — к 2009 г. Новые условия означают повышение пенсионного возраста в Чехии на 2 года для мужчин и на 4 года для женщин, а в Венгрии — на 2 года для мужчин и на 7 лет для женщин. Введение единого для всех застрахованных условия о пенсионном возрасте ( с отменой льгот в связи с условиями труда) определило установление законом норм, регламентирующих порядок постепенного перехода к новым условиям пенсионирования по старости.

Болгарский Кодекс 1999 г. установил постепенное повышение пенсионного возраста (на 6 месяцев в каждом очередном году, начиная с 2000 г.) до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин (т. е. на 3 года и 5 лет соответственно). Но особенностью является то, что право выхода на пенсию в соответствующем возрасте связано с так называемой совокупностью продолжительности страхового стажа и возраста, которая в 2000 г. должна быть для мужчин 98 ( т.е. страховой стаж должен составлять 37,5 лет) и 88 для женщин (страховой стаж 32,5 года) и постепенно повышаться для мужчин до 100 (страховой стаж 37 лет) и 94 для женщин ( страховой стаж 34 года). Если застрахованный не имеет установленной на данный год совокупности продолжительности страхового стажа и возраста, то пенсия и мужчинам и женщинам назначается по достижении возраста 65 лет при условии, что они имеют страховой стаж не менее 15 лет, из которых 12 лет фактического стажа.

Б. Льготные условия обеспечения пенсиями по старости состоят прежде всего в снижении требований по возрасту и стажу. Наиболее часто льготы устанавливаются в связи с особыми условиями труда и характером выполняемой работы. Так, по румынскому законодательству в отношении работников 1- й категории, которые имеют стаж выполнения таких работ 20 лет, возрастное требование 52 ( женщины — 50) года, а для работников, которые выполняли работы 2-й категории 25 лет, — 57 ( женщины — 52) лет. Работникам, которые не имеют такого специального стажа, требование по возрасту за каждый год выполнения работ 1-й категории снижается на 6 месяцев, а за год выполнения работ 2-й категории — на 3 месяца. В СРЮ льгота по возрасту пенсионирования в связи с условиями труда обеспечивается снижением требования на 2, 3,4, 6 месяцев за каждый год выполнения работ одной из четырех групп ( не менее чем в течение 10 лет), но в целом пенсионный возраст не может быть ниже 50 лет. Льготное обеспечение пенсиями с учетом условий и характера выполняемой работы достаточно широко применяется в Польше.

Подобного рода льготы по возрасту и стажу в связи с особыми условиями труда содержались и в ранее действовавших законах Венгрии, Чехословакии и Болгарии. Действие этих норм в той или иной форме сохраняется в переходный к новым условиям пенсионирования период. Своеобразно решен этот вопрос болгарским Кодексом 1999 г. Перспективным является введение дополнительной профессиональной пенсии для работающих в условиях 1- й и 2- й категорий труда ( накопительная система). Одновременно на период до конца 2009 г. действует правило, что лица, которые проработали 15 лет при условиях 1- й категории труда или 20 лет при условиях 2- й категории труда, могут выходить на пенсию, если соответствуют требованию совокупности страхового стажа и возраста, но не ранее 47 лет для женщин и 52 лет для мужчин при 1- й категории труда и 52 года для женщин и 57 лет для мужчин при 2- й категории труда.

Как льготу следует рассматривать содержащееся в законодательстве ряда стран право работника, имеющего полный трудовой ( страховой) стаж, выйти на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Так, гославский работник, который имеет пенсионный стаж 40 (женщина — 35) лет, приобретает право на пенсию до достижения общего требования, но не ранее чем в возрасте 50 лет; на 2 года ранее установленного предельного возраста может выйти на пенсию румынский работник, который имеет полный трудовой стаж (30 лет для мужчин и 25 лет для женщин). Возможность досрочного выхода на пенсию работников, имеющих необходимый трудовой (страховой) стаж, предусмотрена законодательством Польши, Чехии, Венгрии.

Законами или специальными правительственными актами устанавливаются пенсионные льготы для различных категорий работников, например, учителей, преподавателей вузов, научных работников, артистов и т. д., а также для инвалидов (особенно слепых), участников войны, многодетных матерей. Так, в Румынии возрастное требование в отношении женщины, имеющей 25 лет трудового стажа, снижается на год, если она родила и воспитала до десятилетнего возраста 3 детей; на 2 года — матери 4 детей и на 3 года — матери, которая имеет 5 детей и более, но не ниже чем до возраста 50 лет.

В. Размеры пенсий по старости.

Законодательством каждой страны установлен свой способ исчисления размера пенсии по старости. При этом решаются все или большинство из следующих основных задач:

✓ обеспечить достаточный жизненный уровень пенсионера;

✓ обеспечить более благоприятные условия исчисления размера пенсий для лиц с более низким доходом;

✓ обеспечить преимущества для лиц, имеющих длительный трудовой (пенсионный, страховой) стаж;

✓ обеспечить преимущества для выполнявших тяжелые, опасные или вредные для здоровья работы либо работы особого характера.

С учетом всех этих задач разработано пенсионное законодательство Польши, Румынии, СРЮ.

Так, польский Закон 1998 г. устанавливает, что пенсия по старости состоит из трех частей: 1) единая сумма в размере 24% базовой квоты — суммы средней месячной заработной платы по стране за вычетом уплаченных работником страховых взносов; 2) по 1,3% основы исчисления за каждый год периода, за который уплачивались страховые взносы; 3) по 0,7% основы за каждый год периода, за который страховые взносы не платились.

В румынском пенсионном законе для исчисления пенсии по стажу и предельному возрасту дана процентная шкала по трем категориям работ. Так, по 3-й категории (общие условия) при полном трудовом стаже происходит снижение отчисляемой в пенсию основы исчисления с 75% ( низкие заработки) до 54% ( высокие заработки), по 1- й и 2- й категориям — с 85 ( по 2-й — 80%) до 58% ( соответственно до 56%) основы исчисления. Длительность трудового стажа учитывается надбавкой в размере 1% основы исчисления за каждый из пяти первых лет и по 0,5% ее за каждый последующий год (в течение пяти лет) сверх полного трудового стажа.

По Закону об основах пенсионного страхования СРЮ 1996 г. пенсия по старости мужчине составляет 35% пенсионной основы за 15 лет пенсионного стажа и по 2% ее за каждый последующий год; пенсия женщине — 40% основы за 15 лет стажа, по 3% ее за год стажа от 15 до 20 лет и по 2% основы за каждый последующий год. Максимальный размер пенсии при полном пенсионном стаже — 85% основы.

Своеобразен расчет пенсии по Закону о пенсионном страховании Чешской Республики 1995 г.: пенсия по старости состоит из двух частей — 1) твердой месячной суммы всем пенсионерам в размере 680 крон и 2) суммы, исчисляемой в размере 1,5% пенсионной основы за каждый год страхования ( по достижении возраста 18 лет) до возникновения права на пенсию, но не менее 770 крон. Если застрахованный после приобретения права на пенсию продолжает работать, не получая пенсию, размер ее повышается на 1% основы за каждые 90 календарных дней такой оплачиваемой деятельности.

В Венгрии до 2013 г. будет применяться процентная шкала, по которой пенсия за 10 лет стажа составляет 33% основы исчисления и до стажа 25 лет возрастает на 2% за каждый год; начиная с 26 лет и до 37- го года стажа пенсия возрастает на 1% основы, а начиная с 37-го — на 1,5% основы. Предусмотренный шкалой высший размер пенсии — 80% основы. Установлено также, что если застрахованный, который достиг возраста 62 года и имеет страховой стаж 36 лет, продолжает работать, не получая пенсию, в течение не менее года, его пенсия повышается на 0,3% основы за каждый месяц работы.

С 2013 г., когда в Венгрии вступит в действие накопительная система пенсионного страхования, будут применяться различные способы расчета пенсий для застрахованных только по системе социального страхования и для вступивших в члены пенсионной кассы. Для первых пенсия будет составлять 33% заработной платы-брутто за стаж 20 лет с повышением ее на 1,65% основы за каждый последующий год страхования до 40 лет (т.е. 66% основы). Пенсия членам пенсионной кассы по социальному страхованию — 24,4% основы за 20 лет и по 1,22% за каждый последующий год стажа до 40 лет (т.е. 48,8% основы). Пониженный размер пенсии объясняется тем, что общий платеж страховых взносов по социальному страхованию за членов пенсионной кассы составляет 3/4 суммы страховых взносов за работника, застрахованного только по системе социального страхования. Но застрахованный — член пенсионной кассы будет получать от этой кассы пенсию в размере не ниже 25% пенсии по социальному страхованию. Конкрет-ый размер пенсии будет установлен пенсионной кассой с учетом длительности уплаты членских взносов.

Болгарский Кодекс обязательного социального страхования 1999 г. установил, что пенсия по страховому стажу и возрасту ( т. е. пенсия по старости) эпределяется путем умножения основы исчисления (среднемесячной зарплаты по стране в предыдущем году, умноженной на индивидуальный коэффициент пенсионируемого) на сумму, образованную по 1% за каждый год страхового стажа и соответствующей пропорциональной части от 1% за месяц страхового стажа.

Г. Пенсии по старости не имеющим полного трудового стажа и досрочные пенсии.

Застрахованным, не имеющим полного трудового ( страхового) стажа, пенсия по старости назначается при соблюдении особых требований. Так, требование по возрасту повышается до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин в СРЮ или до 65 лет независимо от пола — в Болгарии и Чехии. Застрахованный должен иметь минимальный стаж — 10 лет — в Румынии, 15 лет — в Болгарии, СРЮ и Чехии, 20 лет (мужчина) и 15 лет (женщины) — в Польше.

Пенсия назначается по общим правилам исчисления пенсий по старости, но польское законодательство не гарантирует в таком случае повышение пенсии до минимального ее размера. Только в Румынии, где не установлены повышенные возрастные требования при назначении неполной пенсии, она назначается имеющим стаж не менее 15 лет в пропорциональном соотношению имеющегося у работника и необходимого стажа размере, а имеющим трудовой стаж 10—15 лет — в твердых суммах с учетом разницы в стаже в этих пределах.

Массовая безработица в странах Восточной Европы вызвала необходимость досрочного перевода на пенсию лиц, которым до пенсионного возраста не хватает нескольких (2—5) лет, если трудоустройство их на другой работе невозможно. Такая досрочная пенсия выплачивается в пониженном размере до достижения пенсионного возраста. Так, согласно чешскому Закону о пенсионном страховании работник вправе перейти на пенсию до достижения пенсионного возраста, если имеет страховой стаж 25 лет, состоял на учете как ищущий работу безработный не менее 180 дней, а до достижения пенсионного возраста ему осталось не более двух лет. Но до достижения пенсионного возраста пенсия будет выплачиваться в пониженном размере: 680 крон + по 1 %, а не по 1,5% основы исчисления за каждый год стажа страхования.

Досрочный выход на пенсию не в связи с безработицей предусмотрен законодательством ряда стран и обусловлен наличием полного трудового стажа. В

Румынии, СРЮ такой досрочный уход не сказывается на размере пенсии. Но в Чехии, где согласно закону работник, имеющий 25 лет страхового стажа, вправе выйти на пенсию за три года до достижения пенсионного возраста (после 2001 г. — за четыре, а после 2006 г. — за пять лет), досрочный уход на пенсию существенно сказывается на ее размере, поскольку размер ее снижается на 0,6% основы исчисления за каждые 90 полных и начатых календарных дней. По достижении пенсионного возраста пенсия выплачивается в полном размере.

В Польше возможность досрочного выхода на пенсию предусмотрена, для женщин, которые достигли возраста 55 лет и имеют 30- летний стаж или признаны полностью нетрудоспособными, и для мужчин, которые признаны полностью нетрудоспособными, достигли возраста 60 лет и имеют стаж не менее 25 лет.