Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы (лекции) - Глоссарий

Глоссарий

АДАПТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - технологии, обеспечивающие воспроизводство процессов включения личности в группы, коллективы, в новые условия — социальной среды, деятельности, отношений. А.т. характеризуются согласованием желаемого субъектом с его возможностями и с реальностью социальной среды, тенденциями их развития. Основные процедуры технологии адаптации. Процедура первая: цели совместной деятельности субъектов данной технологии. Операции: диагностика интересов и потребностей субъектов; выявление и анализ степени совпадения и различий; прогноз совместимости действий (среда — экономическая, социальная, правовая, психологическая, материально-техническая и др.); временной интервал; степень устойчивости; влияние последствий совместных действий на интересы и потребности субъектов. Процедура вторая: разработка программы совместных действий. Операции: характер социальных действий, нормативы (тенденции) сближения социальных характеристик; направления, показатели изменения среды совместной деятельности; определение объема затрат субъектов. Процедура третья: организация адаптационного процесса. Операции: самоорганизация и управление; диа-гностика процесса, анализ эффективности процесса адаптации, коррекция.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. А.у.т. основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления отдавать распоряжения, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. А.у.т. находят свое выражение в конкретных решениях, принятие которых управленческим органом, руководителем предполагает вместе с осуществлением ими своей правовой функции глубокие знания, полное, достоверное представление о состоянии объекта, понимание последствий принимаемых решений и отдаваемых распоряжений, обеспечение взаимодействия людей и одновременно самореализация их сущностных сил.

ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - рациональные способы решения общечеловеческих проблем, связанные с оценкой не только внутренних, но и мировых тенденций развития, комплексной оценкой ситуации. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конечного результата и получают приоритетное значение в период обновления социальных систем. Особое значение в механизме выработки и реализации глобальных технологий имеет вопрос о сбалансированности инновационных и стабилизационных технологий. В переходные периоды, когда особенно необходимы подобные технологии, поспешный отказ от традиционных не позволяет подготовить механизм прорыва. Реализация глобальных технологий модернизации предполагает выделение ряда этапов:

1.   Инвентаризация, оценка имеющихся социальных ресурсов с целью их сохранения, обогащения,
оптимизации, а не разрушения. Здесь активно используются технологии оценки социально-экономической,
политической и духовно-культурной ситуации (технология социальной диагностики).

2.  Выявление возможных вариантов социального развития и прогнозов на будущее, вероятных моделей и пакетов отечественных и мировых технологий их реализации.

3.  Подготовка общественного сознания (технологии социально-психологической поддержки населения) для восприятия инноваций, смены системы ценностных ориентации, выдвижение лидеров-новаторов, несущих в себе элементы будущего, "возмутителей спокойствия", способных перевести требования завтрашнего дня на язык реальностей сегодняшней действительности.

ВНЕДРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - сложный и динамичный процесс перевода теоретических концепций по воспроизводству социальных качеств, характеристик, явлений, отношений на язык практических действий. Он состоит из следующих операций: профессиональной подготовки исполнителей; организации их работы (в соответствии с объемом, определенным технологическим регламентом СТ); координации различных субъектов (отдельных исполнителей или групп); оказания научно-методической помощи специалистам; контроля деятельности субъектов внедрения СТ; социальной диагностики его результатов; анализа процесса технологизации; корректировки целей (при необходимости); организации информационного обслуживания процесса внедрения и др.

Факторы, влияющие на внедрение СТ:

Объективные:

1.  Степень экономической, социальной самостоятельности организации.

2.  Уровень наукоемкости используемых технологий.

3.  Степень стабильности процессов.

4.     Эффективность использования потенциалов организации — технического, технологического,
организационного, экономического, социального, духовного.

Субъективные:

1.  Интересы и потребности субъектов социальной деятельности — их характер, степень удовлетворения.

2.  Социальный потенциал личности: уровень его использования в конкретных условиях жизнедеятельности.

3.  Степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных результатах.

Освоение технологий, основанных на новейших достижениях науки и техники (программирования, моделирования, электронно-вычислительной техники; методов диагностики и контроля за процессами и т.д.), требует высокого уровня знаний, соблюдения ряда условий: 1. Любая технология имеет свои главные, ключевые операции, реализации которых и будет предопределять успех в целом. 2. Активность ядра организации. 3. Умение преодолевать и разрешать возникшие в ходе реализации технологических операций конфликты (например, нежелание должностных лиц изменить свой стиль управления, познать новый смысл работы с персоналом, сле-дующий из внутренней потребности технологизации социальных процессов). 4. Учет нравственных особенностей СТ: они не должны превращаться ни в манипулирование людьми, ни в своеобразное "прокрустово ложе". 5. Сочетание рационального и ситуационных подходов.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - одна из разновидностей СТ, которая изучает, инновирует механизм расселения. Расселение — распределение поселений на территории и размещение людей в границах поселения. Для Д.т. принципиально важно, что расселение обусловлено развитием производительных сил, т.е.

развертыванием отношений в системе общество-природа, и характером общественных отношений, т.е. сущностью связей и отношений в системе общество-природа. Расселение становится категорией социологии управления вследствие трех причин: во-первых, к определенному историческому рубежу оно носит социально-дифференцированный характер, во-вторых, факторы социально-экономического характера обусловливают функционирование расселения как общности территориально-локализованных поселений; в-третьих, соединение людей и окружающих условий их жизни, т.е. проживание в тех или других поселениях, становится предпосылкой для их спецификаций в социальной общности особенного рода и тем самым для превращения в объект социологии управления его части — социальных технологий.

ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - инновационная деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. И.с.т. выступают прежде всего как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. И.с.т. бывают радикальные и модификационные. Особое значение И.с.т. приобретают в кризисные, переходные периоды, когда практически полностью меняются технологии социальных процессов и возникает острая потребность в усовершенствовании управления, обновлении экономической, политической и духовной сфер общественной жизни, в их инновировании.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов. Широко применяется в теории и практике социальных технологий для уточнения социальной проблемы, выбора приоритетов технологизации пространства, коррекции технологического воздействия.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - включает теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности объектов. Теоретический - связан с определением цели, объекта технологизации; выявлением сущности и принципов воспроизводства социальных процессов; раскрытием роли формализации социальных явлений, состояний, диалектики их познания, управления ими; анализом влияния социальных норм и нормативов на объективность СТ и их эффективность; исследованием СТ как объекта и субъекта самоуправления; познанием сущности и функций отражения социальных явлений в формах практической деятельности и др. Методический — выбор методов, средств и получения информации, ее обработки, анализа, принципов трансформа-ции информации в конкретные выводы и рекомендации в ходе разработки и использования СТ. Процедурный — организация практической деятельности по разработке СТ.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ (разновидность СТ) — направлен на улучшение процесса общения и обмена социальной информацией, который носит целенаправленный характер. М.д.с.к. подразделяются по характеру воздействия на сознание, волю и интересы людей. М.д.с.к. как специфический механизм достижения социального общения с исторической точки зрения есть объективный процесс культуронаследия, с точки зрения актуальности — трансляций информации внутри данного социума.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ — система организации профессионального обучения, основанная на активном использовании достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемого, его свойств и характеристик. При использовании П.т.п.о. следует руководствоваться следующими принципами: 1. Принципом личностного подхода. Его сущность состоит во включении обучаемых в ситуации, где они могут проявить и реализовать себя как личности. 2. Принципом конкретизации системы действий, состоящим в детальном описании действий, использовании алгоритмов умственной и практической деятельности по достижению целей технологизации. 3. Принципом функционального назначения, благодаря которому достигается оптимальность и экономичность действий педагога с целью получения ожидаемого результата.

Условиями построения оптимальных педагогических технологий являются: прогнозирование процесса обучения с учетом его цели; срока; категории обучаемых; содержания обучения; конструирования самого учебного процесса на основе теории и практики; принципах его организации; использования нормативной базы оценки деятельности преподавателей и обучаемых. При классификации технологий следует различать информационные, игровые, модульные.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. И.с.т. — это не простая сумма индивидуальных интеллектов, а целостная система их информационного взаимодействия. При этом информационные связи понимаются как передача и получение знаний.

Возникает проблема системного взаимодействия, которая имеет значительно больший эффект, чем сумма индивидуальных интеллектов. А для этого нужна всесторонняя рационализация социально-политических и ду-ховных отношений, обеспечение компьютерной грамотности, развития культуры всех членов общества и творческих начинаний. Теоретическую базу такой рационализации составляет социальная когнитология — наука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творчества, их превращения в движущую силу прогресса. Социальная когнитология дополняет личную когнитологию, изучающую закономерности индивидуального творчества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способ оптимизации информационного процесса, система его воспроизводства. Их разработка и внедрение осуществляются на основе применения методов как социального моделирования, проектирования, так и современных вычислительных средств сбора, анализа и хранения социальной информации.

И.с.т. — способы сообщений сведений об окружающем нас мире, отношениях между людьми, о развитии социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, основными характеристиками которых являются количество, ценность, содержание, правдивость, адекватность, вероятность, точность, оперативность, надежность, наукоемкость.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - вид СТ, которая трактуется, во-первых, для обозначения реального процесса развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни. Во-вторых, как наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и разнообразии. В понимании истории как реального процесса прежде всего отображается сущность исторического развития, его закономерности, соотношения разных сфер и элементов общественной жизни. Прогресс истории как науки происходит при условии решения ряда гносеологических и методологических вопросов о специфике исторического познания, о методологических особенностях истории и ее взаимоотношениях с другими общественными науками. Историческая наука является одним из элементов самосознания человеческого общества, частью общественного сознания. История как реальный процесс и история как наука развиваются как две неразрывные составляющие одной и той же эволюции, само историческое знание является универсальной технологией по отношению к изучаемому прошлому опыту и одним из оснований для прогнозирования будущего.

КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ - институт контроля за выполнением операций и процедур конкретных СТ. Позволяет выявить фактическое их состояние. К.т.к. содержит основные показатели социального состояния на каждой операции процесса технологизации. Это позволяет использовать К.т.к. как инструмент в процессе диагностики, коррекции состояния социальных процессов, явлений, отношений. К.т.к. разрабатывается одновременно с СТ.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - распределение их по видам, уровням, сферам применения. Наиболее часто встречаются и используются технологии поиска стратегии управления, социального моделирования и прогнозирования; информационные внедренческие, обучающие инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач они могут быть частными и универсальными. Особое место в оптимизации социального управления принадлежит универсальным технологиям стратегии управления, инновационной деятельности и технологизации прошлого опыта, разработка и внедрение которых в наибольшей мере связаны с активизацией интеллектуальной, теоретической деятельности и не требуют детальной технологизации, без чего никакое решение частных задач невозможно, более того, лишается смысла.

НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - определяет ся качеством современных научных данных (технических и гуманитарных), используемых в процессе разработки и внедрения социальных технологий. Низкий уровень наукоемкое™ в операциях, процессах приводит: к подрыву технологизации социальных процессов; СТ оказывается нежизнеспособной; усложняет процесс управления, так как в нем усиливаются элементы стихийности; возрастает взаимное отчуждение работника, ставшего жертвой такого уровня управления. СТ являются эффективными при последовательном наращивании их наукоемкости. Сегодня от 20 до 80% уже известных разработок в области социологии, социальной психологии, физиологии и психологии труда, производственной педагогики, служебной этики остаются пока нереализованными.

Одной из причин такого состояния является отсутствие специалистов — социальных технологов, которые потребляют наукоемкие разработки и переводят их на язык практики социального управления. Решить эту проблему можно не только за счет наращивания темпов подготовки новых специалистов, но и создания научно-методической базы для самообразования тех, кто непосредственно участвует в управлении специалистов, работающих в условиях аренды, кооперации, подряда, акционерных объединений.

ОБЪЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - выступают как социальные отношения, социальные процессы, так и система инструментальных технических средств. Технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Технология выступает в виде стандартов, запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Поэтому в последнее время получили распространение такие термины, как "технология управления", "технология общения" и др. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе межличностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования от высших органов власти до специфических социальных институтов.

Технолог — это импресарио и интерпретатор знаний, в которые ему надо вложить свой ум, опыт, умение и навыки. Он апеллирует и к предметной сфере своей науки, и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, к квалификации других специалистов, тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию.

Критерии эффективности разработанной технологии — простота (она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но неэкономичной), удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - как объект О.т. чаще всего появляется тогда, когда достижение совместных целей становится возможным только через гармонизацию разных целей или же когда достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение совместных целей. В первом случае организовываются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором — возникают общественные (союзные) организации. Таким образом, определяющей приметой О.т. является цель. О.т. выступает как целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

О.т. возникла как инструмент решения общественных заданий, средство достижения цели. С этой точки зрения на первый план выходят организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонажа и др. Организация утверждается как человеческая общность, специфическая социальная

среда. С этой позиции организация имеет вид совокупности социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности, конфликтности. Организация объективируется как безличностная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа в этом значении выступает социальная транспортность, построенная на началах взаимодействия с внешней средой. Главная проблема здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, руководство. Все эти свойства имеют относительную самостоятельность, т.е. между ними нет резких границ, и технологический аспект в том смысле, что могут быть сами разделены на этапы, операции, процедуры.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления деятельности. Необходимы универсальные и частные технологии цивилизованного взаимодействия общества и государства на основе как глубокой демократизации и существенного развития политической культуры масс, так и существенного повышения профессионализма политиков. В этой связи очень важно сформировать новое поколение политиков, опирающихся на современные нормы и принципы политики, умеющих профессионально использовать механизмы реализации политической власти (согласование интересов, конкуренцию политических партий, формирование лидерства, демократических выборов и др.).

ПРЕДЕЛЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - все имеет свои пределы, даже демократизация общественной жизни, которая при определенных условиях может привести к анархии и неуправляемости. Опыт показывает, что любая социальная инновация может быть доведена до абсурда, если процесс ее разработки и внедрения осуществляется в условиях низкой управленческой культуры, стагнации развития системы и господства догматического стиля мышления.

Одно ясно, что технологизация управления социальными процессами в инновационной среде позволяет решать ряд конструктивных позитивных задач:

зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса;

обеспечивать стандартизацию процесса управления за счет сокращения числа операций, снижения издержек на подготовку персонала; нахождение оптимальных форм объединения действий заказчиков и исполнителей; сокращение времени на выполнение отдельных задач и т.п.;

четко определить границы действия каждого исполнителя, использовать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сократить число спонтанных и ошибочных действий;

создавать постоянные информационные потоки, осуществлять их вывод на ЭВМ;

по мере освоения первоначально поставленных в технологии задач наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта управления;

измерить и определить алгоритм социальных действий, создающий устойчивость социальных процессов;

повысить уровень социологической культуры, создать объективные условия вовлечения людей в социальное управление.

Наряду с позитивными изменениями, последствиями непродуманная практика использования СТ может вызвать негативные тенденции:

увеличение консерватизма мышления, укрепление стереотипов в поведении и управлении;

противостояние новым, творческим идеям, решениям и др.

Отсюда необходимо постоянное обновление процедур, что позволяет концентрировать в них постоянно накапливаемый новый опыт, новые идеи и современные достижения научной мысли.

Поэтому необходимо понимать СТ не столько как жесткую регламентацию в организации и развитии социальной системы, сколько как средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Главной особенностью П.т. является совместное взаимодействие индивидов, которые создают в результате этого соответствующие социальные общности.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ - включение социальных регуляторов, направленных на смену определенных социальных явлений или отношений. В соответствии со структурой социальной сферы можно вычленить следующие типы П.с.т.:

формирование и развитие социальных общностей, усиление или, напротив, ослабление социальных связей в них, т.е. процессы их интеграции или дезинтеграции, исчезновение тех или иных из них;

изменение в характере социальных отношений между этими общностями;

изменение различных социальных качеств, характеристик общностей и охватываемых ими индивидов, рост или, напротив, снижение образовательного и культурного уровней, общественной активности и т.д.;

изменения в условиях жизни людей, тех или иных социальных общностей; улучшение, ухудшение или иные преобразования в них;

изменения потребностей и интересов людей, социальных общностей, их образа жизни;

возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их организованности или дезорганизации, функциональности или дисфункциональное, возникновение, развитие и исчезновение социально-организационных структур;

изменения в социально-психологических структурах, улучшение или ухудшение социально-психологического климата в тех или иных социальных группах;

возникновение, изменение, исчезновение социальных норм;

возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных движений;

изменения в системе отношений между социальными общностями и отдельными личностями, усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи и защиты со стороны общества;

изменения социального статуса людей;

изменения в общественном мнении, в оценках людьми различных сторон и явлений общественной жизни, в отношении к ним.

Связующий процесс в управлении — это процесс, необходимый для осуществления планирования, организации, мотивации и контроля. Основные связующие процессы — это принятие решений и общение (коммуни-кация).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - вид СТ, учитывающий особенности и специфику психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. Предметом технологизации являются: психологические качества и характеристики личности — установки, характер, реакции, воля, отношения. Овладение П.т. позволяет последовательно и целенаправленно формировать и использовать навыки деловой и межличностной коммуникации, выбирать оптимальные приемы преодоления стрессов, принимать взвешенные решения по разрешению профессиональных, внутриличностных и межличностных конфликтов в условиях рыночных отношений.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - вид СТ, позволяющий изменять параметры процесса, происходящего внутри человека при тех же самых возмущающих факторах. В результате освоения П.т. индивид способен: адекватно реагировать на изменение определенных личных качеств, защищать себя от накопления отрицательных эмоций; эффективно использовать внутренние психофизиологические ресурсы; мотивировать себя на достижение цели и др.

Предлагается три П.т., позволяющие изменить себя и других: первая П.т. - изменение внутреннего психофизиологического состояния личности путем использования главных сигналов доступа. Функционирование технологии основано на изменении стратегии мышления личности при воспоминании приятных и неприятных событий в собственной жизни. Воспоминание о событиях в прошлом, наблюдение происходящего в настоящем, планирование будущего отражают временную линию состояния личности. Она оказывает существенное влияние на форму отношений участников совместной трудовой деятельности; методы и стиль управления руководителя; выработку системы мотивации на достижение желаемой цели. Вторая П.т ориентирована на обучение технологии оценки реальной значимости личности путем проведения самооценки в трех измерениях: оценить себя на основе личных представлений о собственном имидже — взгляд внутри себя (ассоциированное состояние); оценить себя на основе мнений о вас других — "взгляд со стороны" (диссоциированное состояние); построить оценочные шкалы значимых для вас качеств личности на основе сопоставления внутренних и внешних показателей самооценок, провести самокоррекцию личного развития и поведения.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ изучают закономерности территориальной организации социальной жизни и планомерных изменений социального вида регионов. Социальный вид региона любого ранга представляет собой специфические проявления наиболее общих черт социального вида общества в целом и вместе с более богатой общностью сиоих конкретных черт. Задачи региональных исследований — раскрыть механизм взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионе. При этом необходимо учитывать, что социальный вид региона отображает, во-первых, территориальную организацию материальной и

экономической базы социальных отношений общества; во-вторых, демографические, этнические, хозяйственные и другие особенности населения, которое проживает на его территории.

Задачи региональной социологии — обосновать пути и формы обеспечения социальных условий жизни населения в различных регионах страны. Отсюда вытекают характерные черты Р.с.т., как научного направления. Во-первых, это научное обоснование оптимальных пропорций и темпов создания условий, необходимых для повышения благосостояния и культурного развития населения всех регионов, их сближение, что требует не только глубокого изучения исторических, социально-экономических, природно-климатических, культурных и других особенностей региона, который изучается, но и сравнения по основным параметрам социального развития с другими территориальными системами такого же уровня сложности. Во-вторых, научное обоснование оптимальных путей комплексного решения социальных проблем внутреннего характера, а также региональной политики их решения, что особенно актуально для долгосрочного социального прогнозирования, планирования и управления. В-третьих, разработка социальных разделов комплексных планов социально-экономического развития региона, а также региональных программ в пределах общегосударственного плана развития страны.

РУТИННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - такие методы воз действия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкоетью, отражают вчерашний день социального воздействия, не мотивируют социальную систему на перемены. Они соответствуют такому типу социальной организации и типу управления, которые находятся в стадии регрессии, замкнутости, оторванности от изменений внутренней и внешней среды, консервации ресурсов развития, когда нет потребности в инновациях. В таких случаях мы обычно имеем дело с рутинными технологиями, но и они вводятся медленно, действует механизм их невосприятия, торможения. Это зависит от многих причин: от политики, проводимой государством в той или иной сфере жизни (экономической, социальной, научно-технической, экологической и т.п.), от финансовых возможностей, от уровня интеллектуального и профессионального потенциала персонала управления и т.п.

При таком положении дел и сами разработчики социальных технологий стоят на точке зрения организационного консерватизма и стремятся подладить предлагаемые технологии к существующим неинновационным, застывшим структурам таким образом, чтобы последние сохраняли "статус-кво". Это помогает руководителям организаций сохранять свои позиции или улучшать их, а разработчикам — транслировать верхние команды, нередко противоречащие целям развития социальной системы.

СИТУАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ — сформировался под влиянием общего ситуационного подхода в управлении, а также активно развиваемой игротехнической методологии. Ключевым положением здесь выступает рассмотрение процесса управления как непрерывной цели уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, с которыми сталкивается руководитель, призванный их решать. Конкретная ситуация и каждый тип организации предъявляют к управляемой подсистеме свои требования. Соответствие состояния диагностируемого объекта специфике ситуации явно или скрыто принимается в качестве

нормы. В рамках данного подхода, если речь идет, в частности, об экономике, предпринимаются попытки создания типологии управленческих ситуаций. Особое распространение в организационной социологии и управленческом консультировании получило направление, базирующееся на рассмотрение управленческой ситуации как уникального сочетания проблем, возникающих на различных уровнях организации по поводу целедостижения или в ходе инновационной деятельности.

СОГЛАСИЯ ТЕХНОЛОГИЯ - методы, пути достижения согласия значительного большинства людей в решении наиболее важных актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. Такое согласие в мыслях и согласованность в действиях необходимы для любой формы социального общения. До начала XXI в. социологический механизм С.т. не был предметом социального анализа, так как в поле зрения социальных мыслителей находились скорее психологические факторы создания С.т., которые подытоживались в просветительном тезисе: "Мысли правят миром". Одной из первых попыток такого анализа стала гегелевская поставка вопроса о механизме обеспечения взаимного "признания" людьми друг друга. Позже понятие "С.т." активно разрабатывается социологами Дюркгеймом, Вебером. В американской социологии проблематика С.т. анализировалась Кули, Мидом и Шилзом. Последний указывал, в частности, что "полных" С.т. практически невозможно достигнуть для всех "великих обществ" из-за ограниченности коммуникативных процессов, связывающих центр и периферию. И все-таки все общества имеют достаточные С.т., чтобы в конкретный период не развязывались гражданские войны и революции. В период нормального развития общества на его макроуровне большинство процессов совершается вне С.т. Роль С.т. растет в условиях нестабильности социальных процессов и революционных преобразований.

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения; 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т.п. С.т. — элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо создается искусственно. Появление С.т. связано с потребностью быстрого и крупномасштабного "тиражирования" новых видов деятельности. Построение С.т. осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика. В целом сущность С.т. может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.

Использование тех или иных С.т. определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. С.т. в известной степени определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных или революционных процессов, а также разновидностью жизненных сил социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

В этом смысле С.т., с одной стороны, учитывают характер или опираются на эффективность развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризацию, интер-национализацию научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической жизни и др.), а с другой — на учет специфики национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиций взаимодействия в исторически определенных соцкультурных условиях. Важнейшей задачей С.т. является выявление закономерностей оптимальной самоорганизации и управления социально-экономическими процессами, использование их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ — определение конкретной совокупности социально-психологических факторов, обеспечивающих воспроизводство социальных качеств, явлений, процессов. Такой подход особо подчеркивает зависимость стабильности, устойчивости и динамики общественного организма от взаимоотношения традиций и инноваций. Недопустим простой перенос на иную почву другой культуры социальных технологий, иной ментальное.™, что вызывает самые неожиданные социальные, политические, экономические и психологические реакции.

Инновационные социальные технологии выявляют свои регулирующие возможности в самоорганизации общества, предполагают нахождение и применение путей и методов эффективного социально-психологического обеспечения процесса внедрения новых, необычных с точки зрения традиционной психологии в данной культуре методов социального проектирования, изменений в социальном пространстве.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКРЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ - максимальные возможности конкретной социальной организации, процесса, явления, отношений в процессе их воспроизводства. С.п.к.т. всегда конкретен, рассчитан на определенные параметры воспроизводства качества, отношений, состояний. Емкость не может превышать того, что "заложено", сформулировано, развито в человеке социальной организации.

При разработке СТ следует учитывать основные факторы, влияющие на эффективность проявления социального потенциала:

мотивацию на раскрытие личного "Я";

состояние среды;

уровень привлекательности объективных и субъективных стимулов при воспроизводстве качеств, состояний, отношений.

Отсутствие СТ в практике социального управления привело к возрастанию диспропорции между техническим, экономическим, социальным потенциалами производства, снизило его эффективность.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - представляет собой такую разновидность программы, где отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов. Проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГ - специалист, владеющий теоретическими знаниями, методикой и практическим опытом разработки и внедрения социальных технологий. Основные обязанности С.т.: 1) разработка структуры конкретных технологий, в которых нуждается потребитель СТ; 2) диагностика потенциалов, имеющихся у потребителя С.т., необходимых для достижения конечных целей технологизации — социальных, экономических, нравственных, организационных, правовых, информационных и др.; 3) диагностика степени готовности социальной организации к функционированию в условиях С.т.; 4) определение уровня организационных и информационных связей, необходимого для внедрения С.т.; 5) разработка норм, нормативов, показателей, которые обеспечивают функционирование технологического процесса — отдельных операций, процедур и др. С.т. выступает не только в качестве разработчика (или организатора разработки) С.т., но и консультанта по ее внедрению. Функции организации внедрения СТ, контроля за ее применением включаются непосредственно в систему деятельности всех звеньев управления.

СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ дает представление о том аналоге, следуя которому социальный технолог может технологизировать сам процесс моделирования и разработать требуемые СТ. В литературе представлены несколько структурных моделей СТ. Приведем одну из них, разработанную профессором М. Марковым, которая позволит дать оптимальную модель моделирования самого процесса технологизации. Структура модели СТ:

Первая процедура: формирование цели. Операции: диагноз; прогноз; формирование конечной цели; стратегия действия; конкретные задачи. Вторая процедура: принятие решения. Операции: выявление проблемной ситуации; обоснования вариантов действия; выбор оптимального варианта; утверждение решения. Третья процедура: организация социального действия. Операции: распределение задач между исполнителями; идеологи-ческое обеспечение; координация и регулирование процесса исполнения; контроль. Четвертая процедура: анализ результатов. Операции: сопоставление запланированных и достигнутых результатов; открытие новых проблемных ситуаций; первоначальное формирование новой цели.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий (глобальных, внедренческих, обучающих, информационных и др.), которые позволяют включать в процесс его усвоения не только познание, методы социальной диагностики, но и активные способы его изменения; мотивизации, обучения, инновирования как субъектов управления, так и социальных систем в целом.

Возможности инновационного метода освоения социального пространства, его активной гармонизации, исключения деструктивных процессов неограниченны.

Широкое внедрение инновационного метода в социальном управлении мировой и отечественной наукой подготовлено.

Конечно, не все его структурные элементы разработаны в полной мере и готовы для внедрения. Но процесс этот будет ускоряться по мере расширения социального запроса на его активное использование в деятельности субъектов управления, государственных органов и политических лидеров. Главная задача — сформировать новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения в социуме (в том числе и политического). Это исключает из механизма его функционирования волевые, спонтанные, командно-административные действия и заменяет их управленческими решениями, основанными на нравственной ответственности. Это поможет преодолеть социальное противоречие между накопленным интеллектуальным опытом цивилизации, созданным огромным творческим потенциалом саморазвития социальных систем и низким уровнем управленческих воздействий, которые пока носят спонтанный хаотический характер.

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. tchn — искусство, мастерство, умение...) — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкции по выполнению, тех-нологические правила, требования, карты, графики.

Проблему Т. исследует К. Маркс. Он выделяет два уровня: 1) естественную Т.; 2) Т., рожденную целенаправленной деятельностью человека. Первый отражает процесс образования растительных и животных организмов, закономерности их воспроизводства. Второй — образование производительных органов общественного человека.

Термин "Т." широко используется в теории и практике управления. Здесь Т. часто связывают с методами действия, особенно с теорией решения, теорией информации, эвристическими методами, программированием и исследованием операций. Данное понятие используется при решении проблем инженерно-психологического проектирования. В ряде случаев даже инженерную психологию или эргономику называют психотехнологией.

Термин "Т." охватывает широкий круг вопросов, связанных с отношениями Т., науки и управленческой практики.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (алгоритм) - строго последовательное и четкое изложение правил (предписаний), которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения управленческой задачи. Основными характеристиками Т.с.у. являются детерминированность — однозначность результата преобразования исходных данных; дискретность - расчлененность Т.с.у. на отдельные элементарные операции; массовость — используемый Т.с.у. может обеспечивать решение любой задачи из класса однотипных задач и исходных данных. Т.с.у. связан с определением процедуры выработки управленческого решения.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - часть организационных проблем управления, связанных с решением прикладных вопросов.

Они связаны с обеспечением выполнения трех функций: организационного проектирования и реконструкции; подбора, расстановки и продвижения кадров; использованием механизмов самоорганизации коллектива и личности для решения целевых задач организации; с поддержкой социальной целостности коллектива и соблюдением норм и требований, предъявляемых работнику со стороны общества. Выделение таких функций позволяет более четко определить социологические границы социоинженерной деятельности, установить, какие средства нужно относить к собственно социальным технологиям.

Известны примеры таких разработок, связанных с реализацией традиционных программ, направленных на повышение интеграции коллектива, удовлетворенности и социального комфорта работников. Довольно много социальных технологий создано для подбора, расстановки и продвижения кадров.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой

культуры является инновационный тип мышления, вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Он характеризуется конструктивностью мыш-ления наряду с абстрактным освоением жизни. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость получения, конечный социальный результат, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI в., по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Т.к., механизм формирования открывают пути органического вхождения "гуманности" в естественнонаучное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, который постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - структурные элементы социальной организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения упорядочены в пределах социальной организации; группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, которые устанавливаются по поводу обеспечивающих социальных функций, образуют определенные пункты перекрещивания в широком поле общественных отношений. С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы Т.в., вследствие которых индивиды становятся членами общества, гражданами государства.

ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА - отношения между молодыми и старшими коллегами, которые оцениваются молодыми как полезные, помогающие им в их личном совершенствовании. Т.н., регулирующая отношения между подопечным и наставником, стимулирует процесс социализации и адаптации молодежи к новым ценностям культуры и жизни, их освоения и ускорения на этой основе социальной зрелости молодого поколения.

ТЕХНОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ КАРЬЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ - осуществляется с помощью различного рода технологий:

а) профессиональной диагностики руководителя — системы процедур выявления личностных и деловых
характеристик (качеств), специальных знаний и умений руководителя;

б) построения служебной карьеры по стадиям;

путь карьеры — последовательность позиций деятельности, по которым предприятие продвигает своего работника;

середина карьеры — это точка, достигнутая в стадии "взрослости", когда человек ощущает себя застывшим и непрогрессирующим так, как ему бы этого хотелось;

стадии карьеры — отдельные стадии, через которые люди проходят в течение свой карьеры, обычно стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия.

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ - решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных. В качестве предмета оценки выступают: деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей; характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств руководства; показатели результатов организаторской деятельности; успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами. Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов. Процесс принятия решений о руководителе в ходе аттестации предполагает три этапа: 1) получение первичной информации о деятельности аттестуемого за отчетный период; 2) обработка и анализ информации и представление ее в аттестационную комиссию; 3) принятие комиссией решений на основе представленной информации.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система необходимых для успешного ведения собственного дела, которая включает:

право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия, приобретать имущество для их функционирования и развития;

юридическую и социальную защиту интересов и прав субъектов предпринимательской деятельности, недопущение дискриминации со стороны государства, управленческих органов, должностных лиц;

равное право доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от видов собственности и организационно-правовых норм;

свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством и положениями его устава, определение объемов производства, порядка и условий сбыта продукции, распределение прибыли на развитие предприятия;

экономическую, правовую, научно-техническую поддержку предпринимательской деятельности;

недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;

возможность страхования предпринимательского риска страховыми учреждениями.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Классический тип социологических исследований имеет последовательный ряд этапов: 1) теоретико-методологическое обоснование темы, раскрытие проблемной ситуации, определение предмета и объекта (объема единиц выборочной совокупности), цели и задачи, рабочих гипотез, инструментарий сбора и обработки социологической информации; 2) сбор социологической информации (полевая деятельность); 3) обработка полученной социологической информации; 4) анализ данных и обобщение результатов социологических исследований, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Проблема методологии в социологических исследованиях возникает в связи с вопросами: на каких основаниях строится исследование, каковы его замыслы, концепция и гипотезы; как отбирается спектр методов в целях реализации всего комплекса задач? Для социолога применяемая им методология становится руководящим началом в разработке и осуществлении исследовательского проекта, в организации и регуляции процесса исследо-вания.

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - понятие, введенное в научный оборот профессором В.М. Шепелем, который считает: творя самих себя, мы предрешаем свою судьбу. Чем благороднее наши мирские и духовные запросы, тем ярче личностные качества, выступающие в повседневных действиях. Человекотворчество лучшим образом проявляется в сознательной и гуманной деятельности. Технологии человековедческие, гуманитарные — это технологии самовыражения, самореализации их интеллектуальных качеств.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - осуществляемая системой управления последовательность действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и организационных воздействий, соотнесенных со свойственными такому же классу технологическими ситуациями. Выполнение этих процедур и воздействий обеспечивает преобразование, перевод социальной системы в желаемое состояние. Методы решения проблемной ситуации средствами У.т. - реагирование на ситуацию; поиск аналогов состояний; исследование состояния; выбор процедур преобразования в данной ситуации. Упорядоченность системы в управлении — непротиворечивость деятельности ее подсистем и элементов, т.е. то, насколько их частные функции не мешают, не противодействуют друг другу. В социальной системе степень упорядоченности в конечном счете зависит от характера направленности, взаимной непротиворечивости особых интересов с общими интересами. Повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но снижает способность к эволюции.

Основная функция У.т. состоит в обеспечении научной и функциональной взаимосвязи процесса управления с конкретными СТ: планирования, организации, мотивации и контроля.

ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ. Технологизация в сфере социальной практики и управления проходит три этапа:

теоретический — определение цели, объекта технологизации; расщеплением социального объекта на составляющие и выяснением социальных связей;

методический — выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;

процедурный — организация практической деятельности по разработке социальных технологий.

Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает в свою очередь ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках в оптимальные сроки. Его получение с помощью социальных технологий возможно при условиях:

а) СТ должны обладать определенными свойствами:
привлекательностью цели;

простотой ее обоснования;

гибкостью внедрения процедур и операций;

надежностью теоретического и методического обеспечения, профессиональной грамотностью и практическим опытом;

экономичностью достижения цели воспроизводства (социальная, социально-психологическая, организационная, экономическая и др.);

непротиворечивостью между ними: процедурами и операциями конкретной СТ, уровнями качества их воспроизводства; объектом и субъектом в процессе технологизации и др.;

б) налицо должны быть все признаки технологизации:
разграничение;

разделение;

расчленение социального процесса на связанные между собой этапы, фазы;

координация и поэтапность действий;

однозначность выполнения операций и процедур;

возможность многократного применения отработанных стандартных алгоритмов деятельности для решения типовых задач социального управления.

Процедура — набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть

данной технологии. Операция - непосредственно практический акт решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Переход одной операции в другую - ступень развития, становления качества и свойства социальных характеристик объекта технологизации;

в) необходимо соблюдение ряда условий технологизации: объект технологизации должен обладать определенной степенью сложности;

известны все элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;

процессы (состояния, явления, отношения и др.) должны быть формализованы и представлены (выражены) системой операций, процедур;

каждая операция, процедура должна иметь систему конкретных показателей (нормативов), диагностических приемов изучения их состояния, управления ими.