Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы (лекции) - Молодая семья как объект социальной работы

Молодая семья как объект социальной работы

1.1  Характеристика особенностей молодой семьи………………

1.2  Особенности социальной работы с молодыми семьями…

Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Ее социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живет и функционирует. Среди этих обстоятельств – уровень образования и культуры членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые они ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к развитию и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

В наше время существует множество разновидностей семей, но мы подробнее остановимся на молодой семье, ведь от того, как будет происходить развитие и становлении молодой семьи, на начальных этапах совместной жизни супругов, будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.

На общем жизненном пути молодым супругам приходится сталкиваться с многочисленными проблемами и трудностями, многие из них молодая семья не в состоянии решить самостоятельно и ей просто необходима помощь квалифицированного специалиста. Поэтому в современных условиях развития общества проблема становления молодой семьи с каждым днем приобретает все большую актуальность, а роль социального работника в сохранении семьи и предоставлении ей необходимой помощи постоянно возрастает.

Проблемы развития и становления молодой семьи нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Бочарова В.Г., Зубкова Т.С., Меньшутин В.П., Мустаева Ф.А., Герасимович Г.И., Ничипоров Б.В., Басов Н.Ф., Шнейдер Л.Б. и многих других.

Также проблемы молодой семьи рассматриваются в нормативно-правовых документах:

1.    Семейный кодекс РФ;

2.    Конституция РФ;

3.    Кодекс о браке и семье;

4.    Жилищный кодекс;

5.    Гражданский кодекс;

6.  Постановление правительства РФ «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010гг.;

7.  Указ президента РФ от 14 мая 1996г. / №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;

8.  Федеральный закон от 16.07.1998г. / №102 – федеральный закон «Об ипотеке»;

9.  Федеральный закон «О молодежной политике»;

 

10.  Федеральный закон РФ от 28 июля 2006г. «Доступное жилье для молодой семьи»;

11.  Целевая программа «Жилище» 2006г.;

 

12.     Концепция разработки федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации" 14.02.05г. (направлена на выработку подходов законодательного решения вопросов государственной поддержки семьи);

13.     Концепция Федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации" 2004г.

Цель исследования: дать теоретический анализ проблем молодой семьи как объекта социальной работы.

Объект исследования: молодая семья.

Предмет исследования: особенности социальной работы с молодой семьей.

Задачи исследования:

1.  Изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе;

2.  Дать характеристику особенностей молодой семьи;

3.  Выявить особенности социальной работы с молодой семьей.

Методы  исследования:  анализ  литературы  и  нормативно-правовых  документов,  обобщение  опыта деятельности социальных служб по решению социальных проблем. Основные понятия: семья, молодая семья, служба семьи.

1.1 Характеристика молодой семьи

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста [19, с. 281].

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями [5, с.22].

В учебнике «Социальная работа образовательных учреждений с семьей» семья рассматривается как объект социальной работы. Автор учебника Гуров В.Н. дает следующее определение семье: семья – это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок – таковы социальные проблемы современной семьи [3, с.173].

Холостова Е.И. определяет семью как малую группу – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж–жена, муж–дети, жена–дети, дети–дети, муж–родственники, жена–родственники, дети– родители, дети–родственники [20, с.57].

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи [20, с.57].

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в макросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие [20, с.58].

Автор учебника «Теория социальной работы» Фирсов М.В. говорит о том, что семье присущи определенные социально-психологические  процессы.  Одним  из  таких  процессов  является  общение,  т.к.  именно  в  нем

раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека [22, с.245].

Также Фирсов М.В. выделяет три взаимосвязанные стороны внутрисемейного отношения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [22, с.245].

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно [19, с.246].

В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному. Зубкова Т.С. говорит о том, что возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной и неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято говорить о бездетных, однодетных, многодетных и малодетных семьях. Также семьи различаются по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучные, неблагополучные, и по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста и пожилая супружеская пара. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной [4, с.108].

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, Холостова Е.И. выделяет три основных типа семьи:

1.Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство [20, с.59].

2.    Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестоком
распределении мужских и женских ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной
закрепляется еще и право на участие в общественном труде наряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой
семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перезагрузок появляется свой комплекс проблем [12, с.59].

3.  Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между
супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны
заботой, любовью, уважением, доверием [20, с.59].

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи [20, с.60].

Еще одной важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл, т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения брака. В учебнике «Основы социальной работы» Н.Ф.Басова выделяют три фазы жизненного цикла семьи: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества. Для специалиста главное – понимать то, что на пути от старта семейных отношений до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный работник призван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции [12, с.49].

Анализ источников, содержащих сведения о семье, позволяет представить присущие ей функции в виде табл.1 [12, с.46].

Таблица 1

Функции семьи в различных средах деятельности

Таблица 1 Функции семьи в различных средах деятельности

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение в потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги)

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Взаимное обогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально-статусная

Представление определенного статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Меньшутин В.П. считает, что семья – один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связи, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затруднения, смена эмоционально-психических проявлений, потеря родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает [6, с.84].

Таким образом, семья, как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. Поэтому сейчас огромное внимание уделяется становлению и развитию именно молодой семьи. Ведь от того, как молодые супруги смогут найти общий язык, построить отношения, основанные на любви, уважении, взаимопонимании, от их умения выходить из конфликтных ситуаций, быстро и легко решать свои проблемы и преодолевать стоящие на пути трудности будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.

Автор учебника «Основы социальной работы» Павленок П.Д. дает следующее определение молодой семье: молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет. Молодые семьи бывают большими, состоящими не только из супругов, детей, но и родителей супругов, бабушек, дедушек или даже родственников, и малыми, состоящими только из супругов или супругов с детьми. В структуру молодых семей входят следующие: полные; благополучные; социального риска; несовершеннолетних матерей; студенческие; военнослужащих срочной службы [11, с.115].

Мустаева Ф.А. считает, что молодая семья – это семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Терпимость, постепенность, последовательность, умение уступать в ссоре – без таких качеств период «притирка» характеров значительно затрудняется и усложняется. Но «притирка» лишь начало формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов. Следующие проблемы – распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга. Многому из перечисленного молодая пара учится в первые и, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Способность создавать стабильные семейные отношения, прочную, счастливую семью не относится к врожденным качествам человека. Ее надо не только развивать и воспитывать, но и постоянно совершенствовать [8, с.34].

Куликова Т.А. выделяет три основных типа молодых семей: 1. Традиционный тип. Семьи такого типа характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидером в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности

(финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый [5, с.109].

2.    Супруги ориентированны преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи [5, с.109].

3.    Молодые супруги ориентированны преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим [5, с.109].

В статье «Таинство брака и семьи» Ничипорова Б.В. говориться, что ядром каждой семьи составляют муж, жена и их дети. Нередко с ними проживают и родители супругов. Каждый член семьи. Находясь в постоянном взаимодействии с другими ее членами, играет в ней определенную роль, заботится об удовлетворении тех или иных потребностей каждого и всей семьи в целом, а также интересов общества. Личные качества супругов, характер взаимоотношений между ними определяют облик семьи и специфику реализации присущих ей функций [10, с.93].

Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связанно с интимным [26, с.18].

В «Энциклопедии молодой семьи» молодую семью рассматривают как социально-экономическую ячейку, в рамках которой ведётся домашнее хозяйство и бюджет семьи, происходят приобретение либо производство и организация потребления различного рода благ и услуг, удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище и т. д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится, прежде всего, на супругов. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т. д.) члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких [26, с.19].

Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Автор статьи «Семья в современном обществе» Савельева О.О. считает, что семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. Глубокое овладение избранными профессиями в полной мере гарантирует супругам заработную плату, а семьям — достаток [16,с.3].

Организация культурного досуга — одна из важнейших функций семьи. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Разумихин Г.П. под досугом понимает внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы [15, с.47]. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним [15,с.48].

Автор статьи «Семья и общество» Щербич Л.И. уделяет большое внимание воспитательной функции семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьей, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права [25, с.6].

Под представительской функцией семьи понимается поведение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами [26, с.19].

Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнение семьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером, источник конфликтов [26, с.19].

Бывает и так, что один или оба супруга после регистрации брака пытаются сохранить холостой образ жизни. Тогда большинство функций остаются «невключёнными». Брак в этом случае существует лишь номинально [26, с.20].

Юркевич Н.Г. считает, что каждая функция семьи является социальной (общественной). Она социальна уже потому, что семья — первичная ячейки общества. Общество не может быть безразличным к тому, что происходит в его ячейках. По функции семьи социальны и в более широком смысле слова. Дело в том, что в

результате осуществления семейных функций удовлетворяются потребности не только членов семьи, но и общества в целом. Разумеется, каждая отдельная семья может участвовать в удовлетворении соответствующих потребностей общества лишь в посильной для нее мере. Но все семьи вместе способны целиком удовлетворять соответствующие потребности общества. Так, родители имеют детей. Но все дети одновременно являются гражданами своей страны, ее подрастающим поколением, ее будущими работниками и защитниками. Следовательно, через функции рождения и содержания детей семья обеспечивает численное воспроизводство населения [27, с.23].

Занимаясь воспитанием сыновей и дочерей, родители участвуют в качественном воспроизводстве и развитии населения страны. Полноценный отдых и нормальное удовлетворение бытовых потребностей в семье позволяет взрослым и детям начинать каждый рабочий или учебный день с новыми силами. Забота супругов о необходимых материальных средствах для семьи помогает повышению производительности труда на фабриках, заводах и в других организациях [27, с.23].

Таким образом, семья — одна из тех социальных формирований, которые оказывают существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех её сферах: от экономики до духовной культуры. Ядром со-циального предназначения семьи является её способность творить человека, развивать его наклонности и общественную активность.

Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.

Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени — молодая семья с новорожденным.

На общем жизненном пути встречаются разные трудности. В совместной жизни они могут начаться уже в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь скорее к внешним нормам, чем к внутреннему голосу, попадают во всевозможные психологические ловушки и, вместо того чтобы выйти из них, входят во Дворец бракосочетания [7, с.63].

Начало семейной жизни, «медовый месяц» — особенно приятный по общему представлению этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т.д. Но эти задачи не всегда решаются гладко [26, с.8].

Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, - говорит Арджанова Л.М., это еще не гарантирует безоблачной долгой совместной жизни, что подтверждает тот факт, что около 2 % распадающихся браков существовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов — новая, отрицательная информация о супруге [7, с.63].

Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супруга или его семьи. Данная причина обусловливает заметную часть трудностей, возникающих в первые месяцы семейной жизни [7, с.63].

Даже в сказках со счастливым концом героям приходится преодолевать немало трудностей. Точно так же больше преодоленных трудностей оказывается не в печальных, а в счастливых семейных историях, герои которых были свободны в выборе друг друга. Эти трудности отношений в счастливых парах можно назвать «подножками». «Подножка» предполагает, что путь уже выбран и начат, но что-то, кто-то мешает, заставляет спотыкаться и даже падать [23, с.251].

«Подножкой» первых отчуждений А. Кроник называет испытание, которое часто поджидает влюбленных молодоженов. Она появляется, когда каждый из них привык быть для другого всем. И вот в распоряжении часы, месяцы, годы, и по контрасту возникает парадоксальное чувство ненужности, тесноты в общении друг с другом. Если раньше самый близкий человек был всем, расширял горизонты, то теперь все свелось лишь к нему, горизонт сузился. А за горизонтом осталась большая часть мира, для любимого — посторонняя, чужая. Можно увлечь его в невиданные дали, и первые отчуждения окажутся позади. А можно, напротив, не допускать его в сферу своих интересов, но попытаться, уважая другого, настоять на их неприкосновенности. Если это удастся, острота отчуждения пройдет, на смену придут приятные воспоминания. А вместе с ними и новые трудности роста [23, с.251].

Психологическая суть брака, считает Шнейдер Л.Б. – это подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение может не одобрять брак или сопротивляться ему. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные трудности [23, с.251].

Одна из главных трудностей, по мнению Артамоновой Е.И., с которой сталкивается молодая семья — несо-гласие родителей на брак. Его причины не всегда осознаются, но часто имеют реальную основу. Большинство родителей желают, чтобы брак их детей был удачным, поэтому не одобряют, по их мнению, необдуманного и поспешного решения вступления в брак. Таким образом, они заботятся о стабильности будущей семьи, о ее способности выполнять все семейные функции. Такое поведение родителей соответствует одной из общественных функций семьи — контролю над поведением детей. Но точно оценить обоснованность решения детей вступить в брак довольно трудно. Поэтому возможны ошибки в оценке этого решения. Ошибки выбора брачного партнера, ошибки сопротивления родителей браку могли бы относительно успешно преодолеваться в процессе обсуждения перспектив будущей семьи. Но нередко дети спешат заключить брак, а родители вместо обсуждения выражают слабо аргументированное категорическое несогласие, что осложняет взаимоотношения молодоженов и близких им людей. А если молодая пара эмоционально или материально очень зависима от родителей, нелегко урегулировать сложные, иногда конфликтные отношения [13, с.24].

Сулимова Т.С. считает, что психологическая зависимость молодых людей от родителей проявляется в попытках руководствоваться установками родителей, а не своими потребностями и решениями, семейные ритуалы отождествлять с содержанием семейных отношений, попытками, демонстрируя лояльность к генетической семье,

создавать свою, независимую от нее. Эту зависимость детей поддерживает чувство небезопасности родителей, которое заставляет их постоянно контролировать детей и сопротивляться (часто не полностью осознав мотивы сопротивления, а потому еще эмоциональнее) их самостоятельности. Контроль усиливает и осложняет психологические проблемы взрослых детей, в частности, свойственное многим молодым людям противоречие отношений к автономии, желание пользоваться опекой в одних областях семейной жизни и быть самостоятельными в других [18, с.43].

Данное противоречие отчетливо проявляется в отношении молодежи и молодых супругов к материальной помощи со стороны родителей.

Таким образом, начальная, имеющаяся до заключения брака установка предполагает и помощь, и невмешательство со стороны родителей в жизнь молодой семьи. Понятно, что реализация подобной установки проблематична.

В учебнике Меньшутина В.П. говориться о том, что материальная и эмоциональная зависимость многих молодых семей указывает на необходимость достижения самостоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость достигается труднее, чем материальная. Молодожены часто не имеют достаточного опыта применения совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодым супругам хватало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представление о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов [6, с.175].

В семейной жизни сталкиваются разные привычки, унаследованные от прежних лет жизни в генетической семье, и в борьбе за отстаивание себя каждый искренне старается переделать любимого в лучшую сторону, а точнее - сделать его похожим на маму, папу, друзей – говорит Шнейдер Л.Б. В праздники первых встреч все было иначе: вырываясь из привычного круга, оба радовались новизне другого, непохожести на старых знакомых. А теперь именно это почему-то мешает, т. к., во-первых, поводов и времени для сравнений стало намного больше -24 часа в сутки, во-вторых, чтобы очаровать другого, приходилось улучшать себя, а теперь пришло, наконец, время воспитывать, совершенствовать его [23, с.254].

Если повезет — можно переделать своего любимого, единственного и неповторимого. Он станет таким же, как все, перестанет быть единственным, будет таким повторимым. Тогда — так как в созвездии значимых людей освобождается место «единственного и неповторимого» - возникает разочарование в партнере [23, с.255].

Мустаева Ф.А считает, что человек, хотя бы немного знакомый с педагогикой, не будет тратить свою жизнь на то, чтобы переделывать супруга, перекраивать его на свой манер, бесконечно критиковать его и негодовать, если он просто не похож на выдуманного героя. Тем уж и интересно жить на свете, что не до конца мы все понимаем [8, с.321].

Во многих семьях в первый год после заключения брака рождается ребенок. Его появление в семье изменяет позиции и роли супругов, им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к возросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничениям общего досуга и т. д. Если все эти и другие задачи приходится решать быстро, а к ним еще прибавляются нерешенные проблемы из предыдущих этапов развития семьи, то сама ситуация, требующая быстрого изменения семейных отношений, становится стрессором [6, с.97].

До рождения ребенка оба супруга имеют похожие возможности работать, учиться, общаться с близкими и друзьями. После рождения ребенка, даже очень помогающий отец и далее работает, встречается с друзьями, а жена некоторое время в основном заботится только о ребенке. Кроме того, рождение ребенка как бы предлагает молодым родителям новые возможности общения и сотрудничества и сужает уже имевшиеся. Вот это создает предпосылки, как для благоприятного, так и для неблагоприятного развития семьи. Реализация этих предпосылок зависит от многих факторов, среди которых особенно влиятельным становится имеющийся опыт общения супругов. Если они научились учитывать интересы друг друга, понимать чувства, совместно решали воз-никавшие перед семьей задачи, то рождение ребенка чаще всего укрепляет семейные связи. Супруги и дальше делятся своими переживаниями и таким образом расширяют интересы друг друга, сообщают один другому эмоциональную и деловую информацию о различных сферах деятельности. В таком случае разделение ролей супругов не ослабевает, а усиливает общность семьи [6, с.98].

Указание на возможность семейного конфликта иллюстрирует одну из типичных схем кризиса молодой семьи. В «Энциклопедии молодой семьи» говориться что непосредственными причинами конфликта между супругами обычно являются несоответствие одного из них или обоих требованиям брака как такового, несоответ-ствие супругов друг другу (включая несовместимость характеров), разрушительные внешние воздействия [26, с.24].

За этими общими непосредственными причинами кроются группы причин более конкретных. Общая (тотальная) непригодность к браку, исполнению ролей мужа или жены имеет место при алкоголизме, устойчивом преступном поведении одного из супругов, далеко зашедшем эгоизме, вещизме, потребительстве, фанатичной религиозности. Во всех случаях этого рода личность жестко ориентирована на достижение таких целей или использование таких средств достижения целей, которые принципиально несовместимы с браком [26, с.24].

По мнению Сулимовой Т.С. не соответствовать требованиям брака могут и отдельные свойства личности супруга — духовная недоразвитость и моральная неустойчивость, неспособность вести домашнее хозяй-ство или зарабатывать необходимые для семьи средства и др. Каждый такой недостаток может разрушить любую семью. Такие же последствия обычно влечёт комплекс психических черт, именуемый неуживчивостью, когда все действия одного из супругой независимо от его действительных качеств подвергаются критике и осмеянию [18, с.24].

Значительные последствия вызывают также недостаток знаний по тем или иным вопросам, с которыми сталкивается семья, пренебрежительное отношение к браку или партнеру, отсутствие соответствующих умений, безволие, склонность к противоправным проявлениям.

Несоответствие супругов друг другу также возможно, когда каждый из них в принципе способен исполнить супружескую роль, - считает Герасимович Е.И., но не может осуществить это в данном браке, с данным партнером. Несоответствие вето полном выражении выливается в несовместимость личностей супругов или отдельных их личных свойств (мировоззрений и убеждений, жизненных целей и планов), неспособность принимать совместные решения и сотрудничать в процессе их исполнения. Несоответствие имеет место при невозможности или серьезной затрудненности совместного удовлетворения некоторых потребностей (например, духовного общения при отсутствии общих интересов или резком различии в уровнях развития), при наличии несовместимых представлений о том, какой должна быть семья, каковы цели брака и способы их реализации [26, с.25].

Шуман С.Г. считает, что примером разрушительного внешнего влияния может быть, в частности, вмешательство в отношения между супругами их родителей или родственников. Это особенно опасно в случаях, когда молодая семья, не имея собственной материальной базы, живёт с родителями жены или мужа. Вмешательство родителей нередко вызывает резкую реакцию — прежде всего со стороны тою супруга, который пришёл в данную семью. Сын или дочь, естественно, проявляют большую готовность подчиняться родителям. Различная реакция на вмешательство родителей нередко оказывается тем клином, который вызывает конфликты, постепенно раскалывает отношения между молодыми супругами [24, с.9].

Конфликты могут возникать и в результате всплеска отрицательных эмоций, вызванных случайным поводом, или когда за ними может стоять реальное противоречие между супругами. В первом случае спокойное выяснение действительного положения с последующим извинением за необоснованное обвинение может полностью исчерпать конфликт. В жизни встречаются случаи, когда причины для конфликта, как в итоге выясняется, нет, либо она малозначительна или забылась, а затянувшиеся ссоры и скандалы успели убить теплые чувства, сделать супругов чужими [24, с.21].

Если за конфликтом стоит реальное противоречие, последствия, прежде всего, зависят от его характера. При полном или значительном несоответствии обоих супругов или одного из них требованиям брака как института, брак оказывается мертворожденным или заведомо обреченным. Именно этим, прежде всего, объясняется распад значительного числа семей в первые дни, недели или месяцы совместной жизни супругов. Такие же последствия может повлечь серьезное изначальное несоответствие супругов друг другу [24, с.21].

Агрессивность в семье можно рассматривать как следствие стрессового состояния, возникшего у одного из супругов на работе. Нередко так и бывает. Стрессовое состояние появляется, в частности, как следствие конфликтов с руководителями или товарищами в производственных коллективах. Но не менее часто стрессы порождаются или усиливаются неблагоприятным нравственно-психологическим климатом в самой семье. Если дома человека ожидают новые неприятности, претензии, упреки, то стрессовые состояния накладываются одно на другое, аккумулируются и вероятность семейных конфликтов резко возрастает [26, с.26].

По мнению Зыряновой Е.В. нередки в семье конфликты на интимной почве. Даже простое безразличие жены к интимной близости обычно является ослабляющим семью фактором. Муж часто оказывается в положении выпрашивающего или даже вымаливающего близость, что позволяет жене «вознестись на пьедестал». С высоты этого пьедестала она, в зависимости от настроения, либо снисходит к мужу, «осчастливливает» его, либо решительно пресекает его «никчемные притязания». Не зная этой подробности супружеских взаимоотношений, иногда бывает невозможно понять, почему жена, которая, в общем-то, не отличается ни особым умом, ни красотой, так пренебрежительно смотрит на своего гораздо более одаренного мужа. Чувство собственного достоинства мужчины постоянно травмируется, что постепенно понижает «температуру» в доме, охлаждает отношения [13, с.64].

Ситуация не менее конфликтна, если жена испытывает к физической близости отвращение. Тогда супружеское ложе оказывается для неё чем-то вроде места пытки. Отвращение к акту близости переносится на мужа, который в нём нуждается. И женщина либо живет, сжав зубы, с чувством постоянного принесения себя в жертву (из страха перед одиночеством, чувства долга перед детьми), либо вообще отказывается от половой жизни. В любом случае последствия этого для семьи оказываются трагическими. Такие же последствия влечёт за собой и неспособность мужа удовлетворить жену [13, с.64].

Несходство мнений, конфликты, споры — все это естественно и при самых хороших отношениях. Шнейдер Л.Б. выделяет два пути решения конфликтов: или с позиции доброты, когда на первом плане стоит самое главное — хорошее отношение и только потом — истина, или ссорой, когда господствуют не добрые отношения и даже не истина, а раздражение, стремление отстоять себя, победить. Тот, кто встает на путь ссоры, принципиально не прав, так как подрывает хорошие отношения. Ибо высшая истина в семье — именно добрые отношения, и она куда выше чьей-то сиюминутной правоты. Ссора не разрешает конфликт, а разжигает его. И понимание этого – краеугольный камень семейной культуры [24, с.256].

Таким образом, чтобы сберечь любовь, молодым супругам нужно овладеть культурой спора и разрешения конфликта, заключающейся в умении, с одной стороны, аргументировано выражать своё мнение, не повышая голоса и не обижая партнера, а с другой стороны, в умении признавать правоту другого, способности подчиняться этой правоте. При этом ни в коем случае нельзя «переходить на личность», прибегать к взаимным обвинениям и тем более оскорблениям. Супруги должны сознательно стараться не поддаваться отрицательным эмоциям, не забывать об уважении друг к другу, помнить, что перед каждым из них стоит задача не «настоять на своем», не добиться любой ценой победы в споре, а установить истину, принять полезное обоим решение. Для этого важно не только внимательно слушать, что говорит другой, и стремиться понять его, но и уметь поставить себя на его место, выслушать собственные аргументы «его ушами». Наконец, очень важна готовность уступить друг другу и пойти на компромисс.