Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы (лекции) - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность.

Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.

Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.

Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально- психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д.

Необходимо          подчеркнуть,          что          помимо           непосредственных          «потребителей»

(инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.

В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально- бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально- психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество.

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение
численности                           пожилых                           людей                           и                           инвалидов.

Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23%. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной    защиты,    соответствующая    требованиям    рыночной    экономики,    еще    только    создается.

Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.