Баннер

Поиск по сайту

Loading

3.1.1. Теории личности У . Джеймса .

Крупнейшей философско–психологической теорией личности, является концепция личности американского психолога У.Джеймса (1842 - 1910). Теория У.Джеймса возникла до психоанализа и позднее, по мере того, как последний получал все большую популярность, оказалась в течение многих лет в тени. Второе дыхание теория личности У.Джеймса получила в последнее время. Так как объективные (т.е. основанные на более менее объективных методах) психологические теории личности (психоанализ, бихевиоризм и др.) оказались недостаточными для раскрытия закономерностей «вселенной психики и сознания», поэтому сейчас все более возрастает интерес к интрапсихологическим теориям – теории измененного сознания, паранормальным психическим процессам, интуиции, медитативно – мистическим состояниям и пр.

Основные идеи анализа внутреннего мира личности субъективными методами были заложены в теории У. Джеймса.

Основные вехи жизни и творчества У. Джеймса.

У. Джеймс (1842 -1910) родился в состоятельной семье в Новой Англии, поступил в Гарвардский университет, но не знал, какой факультет выбрать – сначала занимался химией, затем анатомией, потом перешел в медицинскую школу (1863г.). В 1865 г. в период отпуска участвовал в экспедиции в бассейне реки Амазонки, но трудности путешествия убедили его, что лучше быть теоретиком в науке, чем заниматься самому активными научными полевыми исследованиями.

В 1869 г. У.Джеймс наконец получил медицинскую степень, но затем впал в длительную глубокую депрессию (считал себя никчемным, пытался покончить с жизнью, испытывал ужас темноты, однажды возник образ больного – пациента психиатрической больницы, юноши –идиота, которого Джеймс видел в больнице; «он – это я» и т.д.; этот страх – ужас преследовал Джеймса в течение года). Через год депрессия прошла. Джеймс, по его словам, сознательно положил ей конец, он выбрал веру в свободную волю.

После выздоровления Джеймс преподавал в Гарвардском университете на отделении анатомии и физиологии, затем стал читать курс психологии и преподавать ее на отделении философии. С 1878 г. писал учебник «Принципы психологии», опубликованный в 1890г., был популярным лектором. Опубликовал два сборника лекций «Воля в вере и другие популярные статьи». (1896) и «Разговоры с учителями» (1899).

1902 г – серия лекций, опубликованных под названием «Разнообразие религиозного опыта».

В последние годы основал философское направление прагматизма, которое утверждало, что знание может быть оценено с точки зрения его полезности, а истинность, должна проверяться в практических следствиях из убеждений.

Основные положения учения У. Джеймса о личности.

Личность возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней (привычек) сознания на основе личных волевых процессов. Все другие проявления личности (патология, персональные различия, этапы развития, особенности самоактулизации и т.д.) – это преобразования (реорганизация) основных строительных блоков личности, данных природой и усовершенствованных (утонченных) эволюцией.

По Джеймсу, условно мы можем различать в себе как личности два основных элемента:

•    познаваемый нами (моим самосознанием) аспект личности – то есть я сознаю себя как

личность, как особый объект по отношению к моему самосознанию – эмпирическое Эго;

•    познающий элемент – т.е. собственно «Я» как субъект, познающий себя как личность (чистое

Эго).

Таким образом, «мое самосознание является как бы двойственным – частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом».

Личность как объект (эмпирическая) включает в себя и свое: то есть что ей близко, с ней связано, о чем он так же печалится и радуется и др., как и самой себе. По Джеймсу, «в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим»: не только физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, его труды, его яхта, капиталы и т.д.

Отсюда анализ личности может быть разделен на три части: а) анализ составных элементов личности; б) анализ чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); в) анализ поступков, вызываемых ими.

Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:

1.    физическая личность,

2.    социальная личность,

3.    духовная личность.


1.  Физическая личность – то есть телесная организация, одежда, наш дом, капиталы и т.п.

2.  Социальная личность – формируется на основе нашего человеческого стремления быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых он дорожит. Наша личность находится в раздвоении, растроении, расчетверении и т.д.- т.е. мы по разному ведем по отношению к разным людям – с родителями, с детьми, с начальством, с подчиненными. Это может вести к дисгармонии социальной личности. Добрая слава, позор, честь – это названия для социальных личностей.

У. Джеймс пишет: «Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения» - т.е. социальная личность, как осознанное мнение, зеркало, в которое смотрится индивид, является мотивом его поведения. У.Джеймс: «то, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни».

4.  Духовная личность – это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно
взятых духовных способностей и свойств» - т.е. эмоции, желания, ощущения. Самый центр,
самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа – это
чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших душевных состояниях. Среди
элементов духовной личности одни интимнее (например, желания, эмоции) других (внешние
ощущения).

Они (личности) находятся во взаимозависимости. Чувство самосохранения, эгоизм, альтруизм и др. заставляет нас развивать одни стороны личности и тормозить другие стороны.

По Джеймсу, «одним из курьезнейших законов нашей (психологической) природы является то обстоятельство, что мы с удовольствием наблюдаем в себе известные качества, которые нам кажутся отвратительными у других» (физическая неопрятность, жадность, честолюбие, ревность, деспотизм и пр.).

«Все совершенствование социальной личности заключается в замене низшего суда над собой высшим» (то есть Богом).

Важнейшим элементом сознания личности является самооценка. Она бывает двух видов: 1. самодовольство, выражающееся в чувствах гордости, высокомерия, суетности, самолюбования, заносчивости, тщеславия и пр.; 2. недовольство собой – скромность, униженность, смущение, стыд, неуверенность, позор, раскаяние, отчаяние и пр.

Эти, по Джеймсу, два противоположных по типу чувствований являются первичными дарами нашей природы. Эти типы чувств выражаются в мимике, походке, манерах поведения и пр.

Наряду с самооценкой особое место занимает забота о себе и самосохранение. Это значительный класс основных инстинктивных побуждений, включающих:

1.заботу о физической личности (страх, гнев, и пр.) – т.е. все целесообразные действия по поиску питания, жилья, защиты, развития орудий и т.д.;

2.заботу о социальной личности (выражается в чувствах любви, дружбы, ревности, конкуренции, жажде славы, честолюбии и пр.);

3.заботу о духовной личности (стремление к духовному прогрессу - умственному, нравственному, духовному в узком смысле).

Необходимым компонентом самосознания является самоуважение.

У.Джеймс дает его формулу: Самоуважение=Успех / Притязание.

Самоуважение возрастает (уменьшается) при возрастании успеха (числитель) или уменьшении (знаменатель) притязаний.

Джеймс пишет: «Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязаний будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а в борьбе не предвидится исхода».

Так, решительный отказ влюбленному в любви, как будто умеряет его горечь при мысли о потере любимой особы. По Джеймсу, как иногда приятно отказаться от притязаний, например, казаться молодым и стройным. «Слава Богу, - говорим мы себе, - иллюзии миновали!». Джеймс: «Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. Карлейль говорит: Приравняй свои притязания к нулю и целый мир будет у твоих ног. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается с момента отречения».

Такова стоическая философия – заранее считать себя лишенным всего того, что зависит не от нашей воли. Так, Эпиктет советует сделать личность неуязвимой, суживая ее содержание, и в то же время укрепляя ее устойчивость- «Я должен умереть – хорошо, но должен ли я умирать немедленно, жалуясь на судьбу? Нет, ибо я не бессмертен, я хорошо знаю, что всякий, кто родился должен когда-нибудь умереть» - то есть сужая свою личность, ограничивая ее, мы делаем себя более независимым от чужой воли.

Человеком можно овладеть, если мы воздействуем на его какую – либо личность, то, что он считает своим. Но чем меньше будет у человека этого своего, тем меньше он подвержен влиянию чужой воли, тем более мы бессильны влиять на него.

Но есть другой тип людей – экспансивные люди, которые наоборот, расширяют свою личность, готовы объять весь мир – и здесь тоже есть плюс для устойчивости в жизни: ничто человеческое мне не чуждо (то есть богатство содержания личности): «Пусть презирают мою скромную личность, пусть обращаются со мной как с собакой, пока есть душа в моем теле, я не буду их отвергать, они – такие же реальности, как я. Все, что в них есть действительно хорошего, пусть будет достоянием моей личности». Эти люди, по Джеймсу, «способны испытывать своеобразное тонкое чувство восхищения при мысли, что несмотря на болезнь, непривлекательную внешность, плохие условия жизни, несмотря на общее к ним пренебрежение, они все – таки составляют неотъемлемую часть мира бодрых людей и не лишены некоторой доли в пользовании богатствами Вандервильдтов и даже самих Гогенцоллернов».

Джеймс заключает: «Таким образом, то суживаясь, то расширяясь, наше эмпирическое «Я» пытается утвердиться во внешнем мире». Тот, кто может воскликнуть вместе с Марком Аврелием : «О, вселенная! Все, что ты желаешь, то и я желаю!» имеет личность, из которой удалено до последней черты все, ограничивающее ее содержание – содержание такой личности всеобъемлюще.




Содержание статьи
  1. Психология социальной работы - Е.В.Кулебякин
  2. Модуль 1. Предмет психологии социальной работы, её структура, и основные понятия. Глава 1.1. Социальная работа и психология 1.1.1. Формирование социальной работы как науки и специфической социально- психологической деятельности
  3. 1.1.2. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы
  4. 1.1.3. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы
  5. 1.1.4. Предмет, психологии социальной работы ее структура и функции
  6. Социально-психологическая работа
  7. Функции психологии
  8. Гла ва 1.2. Основные понятия психологии социальной работы
  9. 1.2.1. Понятия “ человек ”, “ индивид ”, “ личность ”, “ индивидуальность ”
  10. 1.2.2. Понятие и сущность социализации
  11. Корни (причины) социализации
  12. Агенты социализации
  13. Понятие и сущность половой социализации
  14. 1.2.3. Понятие и сущность адаптации . Социально - психологическая адаптация
  15. Социально – психологическая адаптация
  16. 1.2.4. Понятие и сущность реабилитации. Социально-психологическая реабилитация
  17. Модуль 2. Философско - социологические основы психологии социальной работы. Глава 2.1. Философско-антропологические концепции. 2.1.1. Проблема природы человека в истории философии
  18. 2.1.2. Основные концепции природы человека в современной философии
  19. Экзистенциализм
  20. Философская антропология
  21. Глава 2.2. Антропологические концепции и идеи в современной социологии. Проблема цели и смысла жизни. 2.2.1. Антропологические концепции и идеи в современной социологии
  22. 2.2.2. Проблема цели и смысла жизни
  23. Модуль 3. Теоретико - психологические основы психологической практики социальной работы . Глава 3.1. Общепсихологические теории личности
  24. 3.1.1. Теории личности У . Джеймса
  25. Соотношение эгоизма и альтруизма в человеке
  26. 3.1.2. Психоаналитические теории ( З . Фрейд , К . Юнг , А . Адлер ) Теория личности З. Фрейда
  27. Теория личности К.Юнга
  28. Теория личности А.Адлера
  29. 3.1.3. Бихевиористские концепции личности ( Б . Скиннер , А . Бандура ). Беррес Скиннер
  30. Взгляды Б.Скиннера на природу человека
  31. Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры
  32. 3.1.4. Теория личности Р . Кеттела
  33. 3.1.5. Гуманистическая психология ( А . Маслоу , К . Роджерс )
  34. Основные принципы гуманистической психологии
  35. Карл Роджерс (1902-1987)
  36. Основные направления теории личности К. Роджерса
  37. 3.1.6. Онтопсихология (А. Менегетти)
  38. Глава 3.2. Типологии личности
  39. 3.2.1. Биологические и физиологические типологии
  40. Типология личности Гиппократа
  41. 3.2.2. Психологические типологии
  42. Типология на основе общей направленности сознания и внимания личности и особенностей важнейших психических функций
  43. Типология личности Г.Айзенка
  44. Типология на основе «локуса контроля» (Д.Роттер)
  45. 3.2.4. Клинический типологии
  46. Модуль 4. Практические вопросы психологии социальной работы . Глава 4.1. Психотехнологии диагностики. 4.1.1. Понятие психотехнологий диагностики
  47. 4.1.2. Психодиагностические опросники ( общая характеристика )
  48. Глава 4.2. Психотехнологии коррекции и реабилитации. 4.2.1. Основные психологические проблемы клиентов
  49. 4.2.2. Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с клиентами
  50. 4.2.3. Основные подходы в коррекционно - реабилитационной и профилактической работе . Психоаналитический подход
  51. Когнитивно-поведенческий (бихевиоральный) подход
  52. Гуманистический подход
  53. Глава 4.3. Особенности социально – психологической работы с различными группами населения (на материале работы с подростками, пожилыми и инвалидами). 4.3.1. Социально-психологическая работа с подростками
  54. 4.3.2. Социально - психологическая работа с пожилыми и инвалидами
  55. Глоссарий
  56. ЛИТЕРАТУРА
  57. Аннотация
  58. Методичка для студента дистанционной формы обучения
  59. Программа дисциплины «Психология социальной работы» 32 часа
  60. ОГЛАВЛЕНИЕ

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...
  • 16.01.2013 - Дипломная работа Политический имидж лидера...
  • 18.01.2013 - Контрольная работа Нормы административного права...
  • 21.01.2013 - Курс раб. Особенности психологического консультирования дошкольников...
  • 20.12.2012 - Реферат "Виды социально-экономических экспериментов"...