Методичка для студента дистанционной формы обучения
I. Список заданий для самостоятельной работы.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1.Назовите основные причины формирования социальной работы как науки. Где и когда были организованы первые школы (курсы) по подготовке социальных работников?
2.Определите сущность и основные принципы диагностической школы в социальной работе, разработанные ее основательницей М.Ричмонд?
3.Проанализируйте несколько определений предмета социальной работы с точки зрения ее связи с психологией.
4.Обоснуйте необходимость психологической составляющей в системе социальной работы и раскройте ее основное содержание.
5.Каковы основные функции психологии социальной работы?
6.Назовите основные понятия психологии социальной работы и раскройте их связь.
7.Определите особенности и основные различия социализации детей и взрослых.
8.Раскройте понятия десоциализации и ресоциализации.
9.В чем сущность половой социализации?
10.Разъясните смысл понятий дезадаптация и псевдоадаптация.
11.Назовите основные принципы реабилитации и раскройте их психологическое содержание.
12.Укажите основные персонологические концепции в психологии, являющиеся непосредственной теоретико – методологической основой психологической практики социальной работы. Обоснуйте Ваш ответ (на примере 1-2 концепций).
13.Раскройте особенности понимания личности в учении У.Джеймса. в чем значение этой концепции для психологической практики социальной работы?
14.Какова структура личности в учении З.Фрейда? Разьясните смысл основных понятий фрейдовского психоанализа («Оно», «Либидо», «Сверх -я», «эдипов комплекс», «сублимация» и др.).
15.В чем сущность фрейдовского понимания процесса социализации. Каковы его основные механизмы?
16.Проанализируйте основное содержание концепции З.Фрейда о тревоге и формах психологической защиты.
17.Какие, на Ваш взгляд, представления и идеи З.Фрейда являются наиболее обоснованными и имеют значение для психологической практики социальной работы?
18.Раскройте сущность учения К.Юнга о структуре личности. в чем его основное отличие от понимания личности З.Фрейдом?
19.Проанализируйте основное содержание учения К.Юнга о психологических типах и функциях. В чем его значение для социальной работы?
20.Укажите принципиальное отличие бихевиористской концепции личности (в частности Б.Скиннера) от психоаналитической персонологии. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны бихевиоризма в понимании поведения человека и в чем его значение для социальной работы?
21.Раскройте основное содержание учения Р.Кеттела о личности. Дайте анализ «формулы поведения» Р.Кеттела. Каково значение его концепции в практике социальной работы?
22.Обоснуйте роль концепций типологии личности в психологической практике социальной работы. Укажите основания классификации учений о типологии личности.
23.Раскройте содержание и укажите основания типологии личности И.П.Павлова.
24.Определите вид и основания и назовите авторов типологий личности, в которых выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный, застревающий.
25.Проанализируйте соотношение базисных измерений личности с типами темперамента и направленности (экстра - интроверсии) в концепции Г.Айзенка.
26.Укажите, кто из названных ниже психологов является автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей – экстерналы и интерналы. В чем сущность данной типологии?
а) К.Юнг; б)Г.Айзенк; в)Р.Кеттел; г)Д.Роттер; д)Э.Кречмер; е)П.Б.Ганнушкин.
27.Каково соотношение типологий личности Э.Кречмера и П.Б.Ганнушкина?
28.Что такое психотехнологии? Дайте общую характеристику психотехнологий, используемых в социальной работе.
29.Раскройте основное содержание личностных опросников, разработанных Г.Айзенком.
30.Каковы особенности и значение опросника Р.Кеттела «16 личностных факторов» в социальной работе?
31.Сформулируйте основные принципы социально – психологической работы с отдельными группами населения.
32.Укажите основные цели и общие методы психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами.
33.Назовите и охарактеризуйте основные функции социальных работников в работе с подростками, пожилыми и инвалидами. Выделите среди них функции социально-организационного и социально-психологического характера.
II. Возможности и условия получения консультации.
Консультации по проблемам курса «Психология социальной работы» предоставляются студентам на кафедре психосоциальной работы Института психологии, педагогики и социальной работы в соответствии с расписанием. Тел.: 517-202. Е.В.Кулебякин д.ф.н. проф.
III. Форма аттестации: компъютерное тестирование, устный экзамен.
Компъютерное тестирование. Оценка ставится при проверке знаний студентов по 3 тестам: правильные ответы по 3 тестам – «отлично»; правильные ответы по 2 тестам – «хорошо»; правильные ответы по 1 тесту – «удовлетворительно»; неправильные ответы ло всем тестам – «неудовлетворительно».
Устный экзамен. Оценка ставится на основании ответов студентов на вопросы, включенные в экзаменационный билет ( 2 вопроса). Оценка «отлично» ставится при полном знании материала по всем вопросам. «Хорошо» ставится при знании материала на 80 % по всем вопросам. «Удовлетворительно» ставится при знании материала на 60%. «Неудовлетворительно» ставится при отсутствии знаний по существу вопросов.