Психология социальной работы - Е.В.Кулебякин - Методичка для студента дистанционной формы обучения

Методичка для студента дистанционной формы обучения

I. Список заданий для самостоятельной работы.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1.Назовите основные причины формирования социальной работы как науки. Где и когда были организованы первые школы (курсы) по подготовке социальных работников?

2.Определите сущность и основные принципы диагностической школы в социальной работе, разработанные ее основательницей М.Ричмонд?

3.Проанализируйте несколько определений предмета социальной работы с точки зрения ее связи с психологией.

4.Обоснуйте необходимость психологической составляющей в системе социальной работы и раскройте ее основное содержание.

5.Каковы основные функции психологии социальной работы?

6.Назовите основные понятия психологии социальной работы и раскройте их связь.

7.Определите особенности и основные различия социализации детей и взрослых.

8.Раскройте понятия десоциализации и ресоциализации.

9.В чем сущность половой социализации?

10.Разъясните смысл понятий дезадаптация и псевдоадаптация.

11.Назовите основные принципы реабилитации и раскройте их психологическое содержание.

12.Укажите основные персонологические концепции в психологии, являющиеся непосредственной теоретико – методологической основой психологической практики социальной работы. Обоснуйте Ваш ответ (на примере 1-2 концепций).

13.Раскройте особенности понимания личности в учении У.Джеймса. в чем значение этой концепции для психологической практики социальной работы?

14.Какова структура личности в учении З.Фрейда? Разьясните смысл основных понятий фрейдовского психоанализа («Оно», «Либидо», «Сверх -я», «эдипов комплекс», «сублимация» и др.).

15.В чем сущность фрейдовского понимания процесса социализации. Каковы его основные механизмы?

16.Проанализируйте основное содержание концепции З.Фрейда о тревоге и формах психологической защиты.

17.Какие, на Ваш взгляд, представления и идеи З.Фрейда являются наиболее обоснованными и имеют значение для психологической практики социальной работы?

18.Раскройте сущность учения К.Юнга о структуре личности. в чем его основное отличие от понимания личности З.Фрейдом?

19.Проанализируйте основное содержание учения К.Юнга о психологических типах и функциях. В чем его значение для социальной работы?

20.Укажите принципиальное отличие бихевиористской концепции личности (в частности Б.Скиннера) от психоаналитической персонологии. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны бихевиоризма в понимании поведения человека и в чем его значение для социальной работы?

21.Раскройте основное содержание учения Р.Кеттела о личности. Дайте анализ «формулы поведения» Р.Кеттела. Каково значение его концепции в практике социальной работы?

22.Обоснуйте роль концепций типологии личности в психологической практике социальной работы. Укажите основания классификации учений о типологии личности.

23.Раскройте содержание и укажите основания типологии личности И.П.Павлова.

24.Определите вид и основания и назовите авторов типологий личности, в которых выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный, застревающий.

25.Проанализируйте соотношение базисных измерений личности с типами темперамента и направленности (экстра - интроверсии) в концепции Г.Айзенка.

26.Укажите, кто из названных ниже психологов является автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей – экстерналы и интерналы. В чем сущность данной типологии?

а) К.Юнг; б)Г.Айзенк; в)Р.Кеттел; г)Д.Роттер; д)Э.Кречмер; е)П.Б.Ганнушкин.

27.Каково соотношение типологий личности Э.Кречмера и П.Б.Ганнушкина?

28.Что такое психотехнологии? Дайте общую характеристику психотехнологий, используемых в социальной работе.

29.Раскройте основное содержание личностных опросников, разработанных Г.Айзенком.

30.Каковы особенности и значение опросника Р.Кеттела «16 личностных факторов» в социальной работе?

31.Сформулируйте основные принципы социально – психологической работы с отдельными группами населения.

32.Укажите основные цели и общие методы психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами.

33.Назовите и охарактеризуйте основные функции социальных работников в работе с подростками, пожилыми и инвалидами. Выделите среди них функции социально-организационного и социально-психологического характера.

II. Возможности и условия получения консультации.

Консультации по проблемам курса «Психология социальной работы» предоставляются студентам на кафедре психосоциальной работы Института психологии, педагогики и социальной работы в соответствии с расписанием. Тел.: 517-202. Е.В.Кулебякин д.ф.н. проф.

III. Форма аттестации: компъютерное тестирование, устный экзамен.

Компъютерное тестирование. Оценка ставится при проверке знаний студентов по 3 тестам: правильные ответы по 3 тестам – «отлично»; правильные ответы по 2 тестам – «хорошо»; правильные ответы по 1 тесту – «удовлетворительно»; неправильные ответы ло всем тестам – «неудовлетворительно».

Устный экзамен. Оценка ставится на основании ответов студентов на вопросы, включенные в экзаменационный билет ( 2 вопроса). Оценка «отлично» ставится при полном знании материала по всем вопросам. «Хорошо» ставится при знании материала на 80 % по всем вопросам. «Удовлетворительно» ставится при знании материала на 60%. «Неудовлетворительно» ставится при отсутствии знаний по существу вопросов.