Психология социальной работы - Е.В.Кулебякин - 3.1.3. Бихевиористские концепции личности ( Б . Скиннер , А . Бандура ). Беррес Скиннер

3.1.3. Бихевиористские концепции личности ( Б . Скиннер , А . Бандура ). Беррес Скиннер

(1904 - 1990) родился в США (штат Пенсильвания). Воспитывался в теплой атмосфере семьи. С детских лет Скиннер занимался конструированием разных устройств (самокатов, каруселей и т.п.). В 1926 г. Скиннер получил степень бакалавра в Гамильтоновскмом колледже (штат Нью-Йорк) по гуманитарным наукам (английская литература). Пытался стать писателем, но затем отказался от этой карьеры и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. В 1931 г. получил степень доктора наук. Изучал нервную систему животных. Работал преподавателем в ряде университетов США. Приобрел известность как один из ведущих бихевиористов.

Его основные труды: «Поведение организмов» (1938), «Наука и поведение человека» (1953), «Режимы подкрепления» (1957), «О бихевиоризме» (1974).

Б.Скиннер выступил против концепций, подчеркивающих автономный характер человека и определяющих его поведение внутренними факторами (бессознательное, архетипы и пр.), ибо эти теории не доказуемы, не поддаются опытной проверке, носят умозрительный характер.

По мнению Б.Скиннера, интрапсихологические теории сродни философским абстрактным умствованиям. Все объясняется в поведении человека лишь на основе внешних обстоятельств. По Скиннеру, человеческий организм – это черный ящик и его содержание (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и пр.) надо исключить из сферы эмпирического исследования. Научное толкование поведения возможно только в анализе связи между стимулами и поведенческими реакциями, которые проявляются человеком. Отсюда Скиннер саркастически относится к генетико – физиологическим теориям поведения, ибо экспериментально нельзя определить их влияние на поведение человека. Понять поведение – значит проконтролировать его условиями окружения. Люди сложны, но в принципе это тоже автоматы. Механизмы поведения людей однотипны. Он поддерживал тезис И.П.Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами и вы увидите закономерности».

В своем учении о поведении человека Скиннер различает 2 его типа:

1. Респондентское поведение: это характерная реакция, которая вызывается стимулом. Стимул всегда предшествует реакции людей (отдергивании руки при воздействии на нее горячим предметом – чайник и т.д.). Респондентское поведение похоже на павловские рефлексы (автоматическое слюноотделение у собаки при наличии стимула – мясо во рту);

2.Оперантное поведение (т.е. вызванное оперантным научением) – поведение, которое определяется событиями, которые следуют за реакцией. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения операнта усиливается. И наоборот, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, то вероятность получить оперант (=действие) уменьшается (так, если вы здороваетесь с человеком, а он никак не отвечает, то скоро вы перестанете с ним здороваться).

Б.Скиннер разработал метод, получивший название «свободный оперантный метод» на основе следующего опыта. Полуголодную крысу помещают в пустую комнату («ящик Скиннера»), где есть рычаг и миска для пищи. Сначала крыса совершает спонтанные случайные операнты (действия) ходит, принюхивается, чистит себя и пр., что не вызывается узнаваемым стимулом. Затем она нечаянно нажимает на рычаг и автоматически пищевой шарик попадает в миску. Потом крыса постепенно (пока ее оставляют голодать) все чаще нажимает на рычаг – то есть происходит оперантное научение через кормушку. То же в опыте с ребенком (оперантное научение поведению

плача): допустим ребенок плачет перед сном; родители обращают на него внимание, сидят в комнате до засыпания, то есть дают позитивное подкрепление. По совету врачей родители стали оставлять ребенка засыпать одного и не обращать никакого внимания на плач. В итоге через неделю поведение плача прекратилось. Смысл оперантного научения – подкрепленное поведение стремится к повторению, а не подкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться.

Скорость приобретения или сохранения оперантного поведения определяется режимом подкрепления. Б.Скиннер различал несколько форм подкрепления (режимов): режим непрерывного подкрепления, режим прерывистого или частичного подкрепления. Различается первичное и вторичное подкрепление. Первичные подкрепления для людей: пища, вода, секс, физический комфорт. Эти подкрепления – стимулы не зависят от научения, они обладают безусловным характером, так как удовлетворяют биологическую потребность. Вторичные подкрепления – это условные подкрепления, т.е. любые события, вещи и пр., которые приобретают свойство осуществлять подкрепление на основе связи с первичным подкреплением, которое обусловлено прошлым опытом организма (например, в качестве общих вторичных подкрепляющих стимулов у людей выступают деньги, внимание и пр.). По Скиннеру, любой нейтральный стимул становится подкрепляющим, если ассоциируется с другими стимулами, которые раньше являлись подкрепляющими.

Скиннер считает, что в основном поведение человека контролируется агрессивными (неприятными, болевыми) стимулами. Типичными методами контроля являются наказание (например, студенту за шпаргалки на экзамене ставят двойку) и негативное подкрепление (процесс, в котором негативный стимул или ограничивается или его избегают – например, человек прячется от палящего солнца в помещении).