Психология социальной работы - Е.В.Кулебякин - Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры

Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры

1. По мнению А. Бандуры, люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет
врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения.
Биологические факторы ограничивают процесс научения. Гены и гормоны влияют на физическое
развитие и потенциальные поведенческие реакции. Существуют такие рудиментарные
естественные способности, на основе которых можно сформировать новые формы поведения
путем научения (например, развитие речи).

2.  Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. Человеческая природа обладает большим потенциалом, который ограничен определенными биологическими факторами, но может преобразоваться при прямом и опосредованном приобретении опыта в самые разные формы.

3.  Мышление – это психонейронный процесс. Однако надо проводить различие между психологическими и биологическими законами и не редуцировать психологию к биологии, биологию к химии и т.д. Так важнейшие психологические проблемы – формирование верований (убеждений) и развитие личных способностей невозможно решить, опираясь лишь на нейрофизиологические механизмы.

4.  В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом.

5.  Люди обладают следующими пятью способностями:

 

1)  Способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, но это еще не означает их разумность. Люди могут создавать идеи, выходящие за пределы их сенсорного опыта;

2)  Способность людей к предвидению, к постановке целей. Предвидение – это не просто учет суммы прошлых действий и их последствий, но и результат размышлений;

3)  Люди обладают способностью опосредования (викарная способность). По мнению А. Бандуры, фактически в основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей. Опосредованное научение сокращает время на приобретение навыков (например, такие навыки как язык настолько сложны, что без данного моделирования – научения через опосредование – приобрести их было бы невозможно;

4)  Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения, на основе которых происходит внутренняя самооценка своего поведения;

5)  Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой.

6)  Основные новации, выдвинутые в концепции А. Бандуры сводятся к разработке двух главных способов научения: научение через наблюдение и научение в действии.