Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения - Деятельность по реабилитации правонарушителей

Деятельность по реабилитации правонарушителей.

Если основные профилактические мероприятия с данной категорией населения проводятся в основном в открытом социуме, то реабилитационные программы реализуются чаще всего в воспитательных и трудовых колониях, местах лишения свободы, в специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждениях.

Главное предназначение последних — коррекция, реабилитация, восстановление всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей личности несовершеннолетнего. Данные учреждения в своей деятельности руководствуются программой профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Исходя из этих задач в социально-реабилитационных учреждениях работают следующие отделения:

•   приемное. Специалисты данного отделения ведут первичный прием детей с целью определения характера жалоб родителей или педагогов, предварительной оценки состояния детей и решения вопроса о необходимости их дальнейшего обследования в таких центрах, определения уровня их психического развития, соответствия последнего возрастной норме, сформированности основных психических функций и диагностики возможных отклонений психического развития и их характера;

д социально-правовое. Оно осуществляет законные права и защищает интересы несовершеннолетних, восстанавливает их документы, работает с семьями, находит пути дальнейшего жизнеустройства воспитанников;

•   отделение реализации программ социальной реабилитации. В данном отделении осуществляются поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечение утраченных контактов с семьей и внутри семьи, оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе и пр.;

•   отделение трудовой реабилитации подростков. Здесь проводится работа по профессиональной ориентации подростков, направленная на привитие им навыков и умений по ряду профессий, которые могут быть использованы ими также и на бытовом уровне, в семье;

•   дневное. Дети, находящиеся в данном отделении, обучаются в реабилитационном учреждении, получают питание, психологическую, социальную и материальную помощь, участвуют в культурных мероприятиях;

•   отделение психологической реабилитации. Оно организует деятельность по диагностике и коррекции нарушений у детей, испытывающих трудности школьной адаптации, оказывает помощь педагогам и родителям в выборе адекватных методов обучения и воспитания;

•   отделение педагогической реабилитации. В нем осуществляется очень большая работа с детьми и подростками, направленная на повышение их межличностной и социально-психологи- ческой компетенции, проводятся различные консультации с учителями, воспитателями и родителями детей. Благодаря специалистам таких центров у воспитанников развиваются навыки эффективного общения, что способствует созданию у них образа будущего;

•   медико-реабилитационное отделение. Специалисты данного отделения проводят диагностику функционального состояния психического здоровья школьников, профилактику и коррекцию невротических, астенических и других болезненных состояний, включая обучение детей и родителей здоровому образу жизни.

Таким образом, в систему социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями входят:

•   органы управления социальной защитой населения и учреждения социально-медицинского обслуживания;

•   комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

•   органы управления образованием;

•   органы опеки и попечительства;

•   органы по делам молодежи;

•   подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Все указанные органы тесно взаимодействуют с целью предупреждения и выявления фактов правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.

Индивидуальная профилактическая работа с данной категорией несовершеннолетних проводится в случае необходимости предупреждения правонарушений и (или) их реабилитации с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными задачами деятельности учреждений по профилактике и реабилитации правонарушений несовершеннолетних являются:

•   предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

•   обеспечение прав и зашита законных интересов несовершеннолетних;

•   социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

•    выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных деяний. Несомненно, такой вид «социальной патологии», как преступность, легче предупредить, чем бороться с ним, следовательно, здесь важна профилактика на государственном уровне, а именно необходимо налаживать и совершенствовать основные функции институтов семьи, государства, средств массовой информации

Большое значение в современных условиях приобретает комплексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов для зашиты конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних, предотвращения злоупотреблений государственными органами своими правами.