Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения - Моральная норма/ Социальный паразитизм/ Попрошайничество/ Бродяжничество/

Моральная норма/ Социальный паразитизм/ Попрошайничество/ Бродяжничество/

Моральная норма — это модель и поступков человека, его определенных идеальных черт.

Согласно современным нормам (правильно, идеально трактуемым) человек должен быть добрым, честным, справедливым, принципиальным, ответственным за свои поступки и т. д. Отклонения от норм характеризуют человека с противоположной стороны: недобрый, нечестный, несправедливый, непринципиальный, безответственный и т. д.

В ходе исторического развития были выработаны соответствующие нравственные правила, принципы, имеющие в своей основе общечеловеческое содержание. К ним обычно относят: любовь к Родине, к своему Отечеству, своему народу; нетерпимость к на- циональнойи расовой неприязни: добросовестный труд; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; взаимное уважение в семье; забота о воспитании детей; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и другие принципы.

Их роль в современном обществе настолько важна, что они в той или иной форме нашли отражение в правовых и других нормативных документах как отдельных стран, так и международного сообщества.

К сожалению, духовная деградация современного российского общества приводит к многочисленными разнообразным девиациям самых различных групп населения в сфере морали.

Социальный паразитизм как вид девиантного поведения означает антиобщественный образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда, это жизнь на чужие средства, за счет чужого труда, тунеядство.

Социальный паразитизм проявляется, в частности, в форме попрошайничества, бродяжничества, проституции и т. д.

Попрошайничество как вид социального паразитизма означает систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами и без них) денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей.

 можно трактовать как явление, характерное для обнищавших, бездомных людей, непоседливых, скитающихся без определенных занятий и целей, живущих у чужих людей, переходя от одного места к другому.

Социальный паразитизм особенно ярко проявляется в способах извлечения нетрудовых доходов. Среди них можно назвать: преступления; средства, добытые с помощью азартных игр, спекуляции или другими неправомерными способами; использование в целях

Родовое слово «паразитизм» (биол.) трактуется как форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источник питания, нанося ему вред.

 

наживы принадлежащих государству машин, механизмов, транспортных средств, жилой площади, топлива, сырья, материалов; вымогательство дополнительной оплаты за услуги, обман граждан, протекционизм.

Нетрудовые доходы характеризуются двумя признаками:

•   отсутствие собственных трудовых затрат;

•   наличие правового запрета на получение данного вида услуг.

Это очень важные признаки, без учета которых невозможно адекватно оценить действия и поступки людей. В частности, без второго признака возможно рассмотрение в качестве нетрудовых доходов и таких, как получение наследства, денег и других ценностей в качестве дарения, проценты по вкладу в банке, выигрыши по облигациям, вознаграждения за обнаружение и сдачу государству кладов. Ясно, что такой подход вряд ли можно признать правильным.

Надо иметь также в виду, что оценка тех или иных источников дохода зависит от сложившихся в обществе моральных и правовых норм, характера общественно-экономического и политического устройства в стране. Так, например, в СССР спекуляция рассматривалась как один из источников нетрудовых доходов, а в настоящее время в России она расценивается существующим политическим режимом и многими людьми как бизнес, т. е. положительно.

Одним из (и своеобразных ) видов отклоняющегося поведения считают бюрократизм, проявляющийся как канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.

Бюрократизм имеет различные формы. В частности, ему нередко присуши беспринципность, цинизм и лицемерие, бездушие, чрезмерная осторожность бюрократов, избегающих даже малейшей ответственности, неудовлетворительная организация дела, приверженность старым методам и схемам управления, стремление к различным согласованиям, утверждениям, отпискам, порождающим канцелярщину, волокиту, формализм Особую угрозу представлял и представляет в нашей стране хозяйственный бюрократизм, разновидностями которого являются ведомственность и местничество, т. е. отстаивание приоритета той или иной отрасли, сферы, территории даже в ущерб общенародному делу

Сама бюрократическая система управления объективно формирует особый тип личности. Бюрократизированный индивид характеризуется специфической этикой политического и в идейно-морально- го конформизма, психологией верности (бездумной или чаще всего показной) существующим порядкам, ориентацией на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения. Ему присущ карьеризм, представляющий собой беспринципную погоню за личным успехом в служебной, научной или доугой деятельности, вызываемый корыстными целями в ущерб общественным интересам, стремлением к продвижению по службе любой ценой1.

Таким образом, бюрократизм — это аномалии в деятельности управленческого (прежде всего) аппарата, выражающиеся в волоките, бумаготворчестве, местничестве, ведомственности, различных злоупотреблениях, допускаемых должностными лицами. Часть этих нарушений является преступлениями (злоупотребления служебным положением), другие — дисциплинарными или административными проступками.

Различая формы и виды отклоняющегося поведения, надо иметь в виду, что в реальности нередко приходится иметь дело с лицами и группами, являющимися не «чистыми» типами девиантного поведения, а носителями их разновидностей. Не секрет, что часто (если не всегда) проституция, преступность и т. д. органически сочетаются с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и другими асоциальными отклонениями или выступают их проявлениями.

Крайним выражением такого сочетания может служить асоциальная (или антисоциальная:) личность. Под этим понимают человека (включая детей, подростков), характеризующегося безответственностью, неспособностью чувствовать свою вину, зачастую осуществляющего деятельность с целью нанесения ущерба другим, конфликтующего с окружающимии общественными институтами, склонного обвинять во всем других людей и не извлекать уроков из ошибок, проявляющего нетерпимость, т. е. его поведение указывает на недостаточную социализацию личности. У детей и подростков это выражается, в частности, в их отчуждении от таких социальных институтов, как семья, школа, другае учебные заведения, молодежные учреждения и различные общественные организации, переходе их в так называемые асоциальные группы, группы риска и т. д.