Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения - Нарушения физического и психического развития

Нарушения физического и психического развития.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых имеют место тяжелое физическое наказание, ругань в адрес ребенка, или в семьях, где они лишены внимания и заботы, например в семьях алкоголиков, наличествуют признаки задержки физического и нервно-психи- ческого развития. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже учатся в школе, чем их одноклассники. У таких детей часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне эти дети выглядят по-другому: у них припухлые, заспанные глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпь, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие насилия. Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер, например при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка; при сексуальном насилии — необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикания, энурез (недержание мочи), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия. Такие дети сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Часто их агрессивность проявляется в игре. Некоторые их них, наоборот, чрезмерно пассивны и не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается контакт со сверстниками.

Дети, пережившие сексуальное насилие или развращение, приобретают не свойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении и играх. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием Личность с Низкой самооценкой переживает чувство вины или стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться успеха, уважения окружающих, обращение его со сверстниками и взрослыми затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В более старшем возрасте, у подростков, наблюдаются попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обделенными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из сложившегося положения, они и сами могут стать шантажистами или насильниками.

Социальные последствия насилия детей. Можно выделить 2 проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и вред для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Также немаловажны и общественные потери от насилия над детьми.

Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств. Потери в их лице членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых физически и нравственно детей. Наконец, это — воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.