Стадии социальной работы с семьей по защите ребенка от насилия и агрессии.
Выделяют три такие стадии:
Первая стадия — сообщение и расследование. Она начинается после получения информации о раскрывшемся случае жестокого обращения с ребенком или о подозрении, которое может основываться на наличии признаков избиения, физического насилия или наблюдении за особенностями ребенка, его эмоциональным состоянием
Сообщения (письменные или устные) могут поступать от различных специалистов, работающих с детьми, например от учителей, воспитателей, врачей, а также от членов семьи, соседей или самих детей.
Основными задачами социальной работы на этой стадии являются:
• определить, существует ли угроза жизни и здоровью ребенка в семье и нуждается ли он в защите;
• решить, можно ли оставить ребенка в семье или необходимо его изъять из семьи;
• если необходимо изъятие ребенка из семьи, то следует определить, куда временно его поместить.
Данная стадия работы не должна превышать одной недели. Методы, предпринимаемые социальным работником на этой стадии:
консультация с наставником с целью оказания консультативной помощи работнику;
• сбор дополнительной информации от лица, сообщившего о произошедшем, и мнения специалистов;
• диагностическая беседа с ребенком, другими детьми, проживающими в семье. Целью такой беседы является получение информации о случившемся с ребенком, о ситуации в семье, о положении в ней ребенка для принятия дальнейших решений.
В зависимости от полученных результатов первая стадия социальной работы может иметь 3 варианта.
1. Если в результате посещения семьи, диагностической беседы с ребенком и другими членами семьи стало ясно, что опасности для ребенка нет, то дальнейшая работа прекращается.
2. Если установлено, что ситуация в семье требует немедленного изъятия ребенка и помещения его в безопасные для его жизни условия, то ребенок должен быть немедленно помещен в приют, интернат, приемную семью, в медицинское или другое учреждение.
3. Если ситуация в семье оценивается как ситуация риска, то ребенок может в ней оставаться лишь при условии проведения работы с семьей, оказания ей помощи и наблюдения за ней. В данном случае начинается вторая стадия работы.
Вторая стадия — углубленная оценка и планирование. Цель углубленной оценки заключается не столько в том, чтобы установить, подвергался ли ребенок насилию или есть какая-то другая серьезная причина для беспокойства, сколько в том, чтобы глубже понять сложившуюся ситуацию в семье, причины ее дисфункции. Как правило, эта стадия занимает не более 12 недель.
Работа на данной стадии включает:
• дальнейший сбор информации;
• наблюдение за ребенком и жизнедеятельностью семьи;
• при необходимости — правовые действия;
• непосредственную терапевтическую работу с ребенком;
• терапевтические беседы со всеми, проживающими в данной семье;
• связь со специалистами или специализированными центрами, работающими с детьми с отклонениями в поведении или пострадавшими от насилия.
На данной стадии работы важна роль многих специалистов, таких, как: семейный врач или участковый педиатр, психолог, учителя, воспитатели и др.
В конце стадии должно быть составлено ясное представление об обстоятельствах, которые привели к насилию над ребенком, включая взаимоотношения в семье. Социальный работник должен вести подробные записи всей полученной информации и анализировать ее. В заключение второго этапа работы необходимо подготовить план действий по результатам оценки.
Третья стадия — проведение реабилитационной работы с ребенком и всей семьей. Центральная роль здесь отводится психологической помощи — психотерапии, которая может проводиться как индивидуально, так и с группой. Причем состав группы может быть различным: группы детей — жертв насилия; группы взрослых, перенесших насилие в детстве; группы родителей, допускающих насилие и агрессию по отношению к своим детям; смешанные группы родителей и детей
Таким образом, можно подвести итог, что пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми — одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям — жертвам жестокости — обязанность всего мирового сообщества.