Социальная работа за рубежом - 1.2.3. Философия и практика либерализма и зарождение научных благотворительных подходов

1.2.3. Философия и практика либерализма и зарождение научных благотворительных подходов

Либерализм в XIX веке как социально-политическое мировоззрение был представлен различными концепциями, и его нельзя представить в виде целостной теории. Однако можно говорить о том, что основной постулат данного мировоззрения был связан с вопросом ответственности и морального долга государства перед личностью за невозможность предоставить все условия для ее нормального существования.

Основные теоретические проблемы были связаны с определением роли государства в деле помощи нуждающимся и отношениями государственных институтов защиты и контроля с частной благотворительной деятельностью. С этих позиций решается вопрос о «правильной» социальной помощи.

Вместе с тем дискуссии о роли государства и частной благотворительности в деле поддержки нуждающихся оформляют определенную тему «права личности на помощь». Вопрос, кому и как помогать, ставший одним из важнейших в дальнейшем становлении теоретической мысли, вызвал волну исследований в области государственной политики, изучения личности нуждающегося, форм и методов помощи.

Французский ученый XIX века д’Оссонвиль, разбираясь с проблемами пауперизма, выделяет три основных типа бедствий, где необходимо обязательное вмешательство государства: болезнь, несчастный случай, старость. Эти объективные факторы, влияющие на изменение жизненного сценария личности, должны были учитываться государством при разработке мер, направленных против пауперизма.

Научные подходы, которые начинают формироваться в этот период, строятся на количественных измерениях, использующих технику опроса социологической науки. Данный метод становится основным инструментом, позволяющим не только получать достоверную информацию о социальных процессах, но и видеть их в целостности и системе.

Явление, которое определялось как нищета, нищенство, представляло собой целый комплекс взаимосвязанных социально-психологических условий и доминант, влияющих на судьбу каждого отдельного человека.

Основная проблема, которая все чаще возникает в этот период, связывалась с личностью нуждающегося. Подходы к личности нуждающегося оформлялись в тесной связи с существовавшей практикой помощи, а также основной социальной проблемой — нищенством. Можно наблюдать, как намечается специфическое видение человека в обществе, связанное с его реальными потребностями и потребностями общества на основе социально-правовых норм.

Так в научном познании появляется «человек нуждающийся», а следовательно, начинает оформляться специфическая проблематика и иное знание о человеке. Причем характерной особенностью нового мышления является тот факт, что личность нуждающегося рассматривается не только в контексте социальной проблематики, но и неотрывно от способа помощи.

Выделены объективные факторы, которые могут иметь для клиента решающее значение в изменении жизненного сценария: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Различные комбинации этих факторов дают представление о паттернах субъектов, которым необходима помощь. Причем объектом помощи может стать только такой индивид, который помочь себе не в состоянии.

Большое внимание при разработке подходов к оказанию помощи уделялось исследованию социального положения нуждающегося. В центре были вопросы условий его жизни: проживание, заработная плата, рента, здоровье и другие проблемы. Изучение условий жизни нуждающегося фактически приводило к изучению условий жизни его семьи. Таким образом, появлялись концепции, позволяющие видеть в семье основу ячейки общества, изменив которую можно существенно изменить и само общество.

Не меньшее место в исследованиях прошлого века уделяется личности помощника. Начинают определяться его функции, должностные обязанности, требования к нему как к специалисту. Одним из непременных условий профессиональной компетенции социального помощника в то время считалось знание личности и окружающей среды нуждающегося.

Таким образом, начинают постепенно формироваться подходы к проблемам социальной помощи в аспекте не только их оперативных, но и долговременных задач, а это требовало определенных способов передачи накопившегося опыта, способов обобщения того знания, которое было накоплено в практической деятельности добровольных помощников, постановки перспективных задач дальнейшего развития социальной помощи.

Все это удалось решить Мэри Ричмонд, известной исследовательнице социальных проблем, заложившей основы будущей теории и практики социальной работы как новой профессии и научного знания.

Отправной точкой исследователей-либералов была не разработка лучшей политической экономии, способной разрешить социальные проблемы, а идея, что предшествовшая практика оказания помощи была ошибочной, обрекающей себя на неудачу. Они назвали свою концепцию научной благотворительностью, или научной филантропией. Их понятие «научная» было в определенной степени наивным, если судить по более поздним стандартам. Они полагали, что оказывающие помощь должны приспосабливать свои действия к существовавшей ситуации, и что помощь должна быть рациональной, с четко выраженными целями и ожидаемыми результатами.

Научная благотворительность приняла форму антитезы к существовавшей благотворительности, которая была сентиментальной, поверхностной и небрежной. Институты штатов и их советы должны были быть более рациональными и полезными по сравнению с такого рода системой. Благотворительные организации отмечали явную необоснованность раздачи милостыни направо и налево и беззаботность распределяющих пожертвования, эксплуатирующих добрые намерения наивных дарителей.

Идеи научной благотворительности были в значительной степени самоочевидны, но вначале они получили поддержку лишь среди представителей деловых и профессиональных кругов, которые были связаны с либеральными религиозными конгрегациями.

Итак, профессиональная социальная работа получила свое начало в движении пропагандистов научной благотворительности, или научной филантропии в конце XIX в. Они критически проанализировали политику различных организаций и программы, называемых в то время «благотворительность и преображение», а также систему управления ими, другими словами, деятельность местных общественных и частных агентств и учреждений штатов.

В XIX в. термины «благотворительная работа» и «филантроп» (человек, совершающий добрые поступки и дела, а не просто одаривающий) были заменены термином «социальная работа». Постепенно понятие «система социального обеспечения» стало означать агентства и программы, а термин «социальная работа» — их деятельность. Иногда также используются другие термины, например термин «социальная служба», который относится к типу агентств и к выполняемой функции.

Термин «благотворительность» вышел из употребления. Термины «социальное обеспечение» и «социальная работа» отражали быстро возрастающее значение нерелигиозных частных агентств и агентств, поддерживаемых государством.