Социальная работа за рубежом - 3.1.3. Специализация социальных работников

3.1.3. Специализация социальных работников

Разнообразие сфер деятельности и акцент на профессионализацию дали толчок другому виду разделения внутри профессии — специализации.

Типология областей практической деятельности квалифицированного специалиста:

-      методы — решение возникающих проблем (ситуационно), работа с группой, организация населения по территории и решение проблем территориальной общины;

-      сфера практической деятельности — школы, здравоохранение, сферы занятости;

-      проблемные области — психическое здоровье, злоупотребление алкоголем и наркотики, исправительные заведения, задержка умственного развития;

-      группы населения — дети, престарелые;

-      методологические функции — социальная работа в клинических условиях, социальное планирование, организация и планирование территориальных общин, социальные исследования, административная работа, образование в области социальной работы;

-      географические зоны — сельская, городская, пригородная;

-      размер объекта — индивид (микро), семья (меццо), группа или организация (макро);

-      специфическая модальность отношений — изменение поведения, психология личности, гештальт-терапия;

-              квалифицированный специалист широкого профиля.
Разнообразие специализации свидетельствует о попытке со
циальных работников обслуживать все группы населения и предоставлять социальные услуги в ответ на все человеческие потребности.

Междисциплинарное сотрудничество в специальных областях практической деятельности означает, что ни один профессионал не может существовать в вакууме или работать в одиночку. Налицо постоянное развитие моделей, понятий и теорий, которые, принадлежа отдельным дисциплинам и профессиям, были расширены и дополнены другими. Социальная работа является лишь одной из ряда профессий, занимающихся выработкой социальной политики и предоставлением услуг (в их число входят также медицина, право, образование, криминология). Все они применяют биопсихосоциальную и бихевиористскую теории, экономические теории, статистику, финансовые рычаги и т. д. Таким образом, усиливается потребность в сотрудничестве, но также и конкуренция за средства и доверие клиентов.