3.5. Проблемы оценочных исследований деятельности социальных организаций
В последние годы в связи с удорожанием социальных услуг общественность стала требовать от организаций, оказывающих эти усгуги, большей открытости и эффективности. Проводятся оценочные исследования с целью установить, в какой мере организация, оказывающая социальные услуги, или программа социальных услуг вносят свой вклад в изменение клиента и его ситуации или в достижение другой конкретной цели. Под термином «оценочное исследование» имеется в виду:
- изучение эффективности практической работы в достижении запланированого конечного результата;
- выяснение адекватности условий и персонала для осуществления программы в соответствии с принятыми нормативами;
- проверка того, насколько достигнутые результаты удовлетворяют потребность данной общины.
Прежде чем оценивать результаты программы, нужно определить содержание услуг. Чтобы связать последствия с определенными действиями, необходимо точно указать, что получил клиент в результате принятых мер или оказанных услуг, и установить зависимость полученного результата от осуществленного вмешательства. Надо указать также конкретных получателей услуг, ситуации и социальные проблемы, ставшие предметом вмешательства. Оценка организации, занимающейся социальными услугами, включает ответы на определенные вопросы, в том числе:
- Находит ли она доступ к намеченному ею контингенту?
- Оказывает ли она те услуги, для которых учреждена?
- Эффективны ли эти услуги?
- Достаточно ли четко они оказываются?
- Оправдывают ли они себя с точки зрения затрат?
Обычно при оценке программ используют пять критериев:
1. Затраченные усилия — использованные ресурсы, объем и характер действий, предпринятых для достижения целей. Сюда обычно входят рабочее время персонала, его деятельность, материальные ресурсы, помещения, оборудование и вспомогательные средства.
2. Воздействие программы — ее результаты с точки зрения широких социальных изменений. Дается ответ на вопрос, смогла
ли программа вызвать такие изменения, а также рассматривается экономичность примененных методов.
3. Эффективность — воздействие программы на конкретного клиента или достижение каких-то сдвигов, позволяющих судить о том, насколько удалось выполнить ее задачи. Для этого нужно выяснить, изменила ли программа действия и поведение клиента и произошли ли эти изменения в ожидавшемся направлении.
4. Производительность — методы предоставления услуг в рамках программы. Вопрос о производительности обычно ставится после того, как дана положительная оценка эффективности, и формулируется так: были ли лучшие пути достижения того же результата? Иначе говоря, выясняется, насколько возможно было получить тот же конечный результат другими способами и с меньшими издержками. Этот вопрос обычно связан с проблемой оптимизации программы. Метод увязки расходов с полученным результатом называется «затраты эффективность». Этот показатель выводится путем сравнения усилий (вложений) и эффекта (конечного результата). Показатель «затраты — эффективность» делает принятие решений более рациональным. Он облегчает выбор между альтернативными подходами достижения данного набора целей. Нужно помнить, однако, что остается субъективным суждение о том, стоит ли результат произведенных затрат, можно ли считать их оправданными и приемлемыми. Названный показатель является лишь инструментом для рационализации процесса принятия решений.
5. Качество. Под ним понимается соответствие всех элементов программы профессиональным стандартам. Этот критерий предполагает суждения о компетентности, приемлемости услуг и способов их оказания. Хотя процесс оценки сопряжен со многими сложностями, в нем заложено немало потенциальных возможностей. Он может снабдить необходимой информацией лиц, ответственных за принятие решений, и администраторов, сталкивающихся с такими вопросами, как:
- Следует ли продолжать программу?
- Какая из альтернативных программ позволит достичь наибольших результатов при заданной сумме расходов?
- Какие элементы или комбинации элементов программы наиболее эффективны?
- Кому приносит наибольшую пользу каждая программа?
3.6. Социальная политика и социальное обеспечение в США
3.6.1. Понятие о социальном обеспечении
Социальное обеспечение это национальная система программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные потребности, а также потребность в сохранении здоровья, которые являются фундаментальными для существования общества.
Социальное обеспечение — это система (или институт), учрежденная в рамках данной нации, государства. Цель этой системы не только помочь отдельным людям удовлетворить свои основные потребности, но также помочь нации как целому поддерживать стабильность.
Социальная работа — это только одна из многих профессий, являющаяся частью национального института социального обеспечения. Другие профессии, которые также призваны помочь людям удовлетворить социальные, экономические, образовательные потребности, потребность в сохранении здоровья относятся к сфере медицины, образования, права и др.
В США преобладают два понятия социального обеспечения: «резидуальное» (остаточное) и институциональное.
«Резидуальное» социальное обеспечение вступает в действие только как временная, экстренная мера, после того как нарушилась семья и (или) оказался несостоятельным рынок труда. Услуги приобретают вид милосердия (благотворительности, милостыни), что может вызвать у реципиента ощущение позора, унижения. Услуги обычно кратковременны, предоставляются на время критического положения человека.
Согласно институциональному понятию, службы социального обеспечения выполняют «обычные (нормальные), первостепенные функции современного индустриального общества». В соответствии с институциональным взглядом, они должны осуществляться рутинно, как часть нормальных общественных отношений, предназначенных помочь людям предотвратить их дальнейшие проблемы. Этот подход рассчитан на то, что в неоднородном обществе каждый человек иногда испытывает потребность в поддержке.
Система социального обеспечения в США сегодня отражает и резидуальный, и институциональный подходы. Исторически
резидуальный подход сложился ранее. Однако события времен депрессии 30-х годов и после нее резко повернули систему по направлению к институциональной ориентации. В 80-е годы консервативные политики вновь отдали предпочтение резидуальному подходу.
Две концепции социального обеспечения могут быть сопоставлены следующим образом:
Резидуальная система |
Институциональная система |
потребности удовлетворяются благодаря участию семьи |
проблемы решаются в рамках системы социального обеспечения |
помощь, оказываемая системой обеспечения, носит характер временных, экстренных мер |
помощь, оказываемая системой носит характер обычных функций социальных служб |
помощь предлагается после того, как не удалось решить проблему путем привлечения семьи, рынка |
помощь предлагается перед «кризисом», в превентивных целях |
помощь настолько небольшая, насколько это возможно |
помощь носит превентивный характер, адекватна имеющимся потребностям |