Социальная работа за рубежом - 3.5. Проблемы оценочных исследований деятельности социальных организаций

3.5. Проблемы оценочных исследований деятельности социальных организаций

В последние годы в связи с удорожанием социальных услуг общественность стала требовать от организаций, оказывающих эти усгуги, большей открытости и эффективности. Проводятся оценочные исследования с целью установить, в какой мере организация, оказывающая социальные услуги, или программа социальных услуг вносят свой вклад в изменение клиента и его ситуации или в достижение другой конкретной цели. Под термином «оценочное исследование» имеется в виду:

-   изучение эффективности практической работы в достижении запланированого конечного результата;

-   выяснение адекватности условий и персонала для осуществления программы в соответствии с принятыми нормативами;

-   проверка того, насколько достигнутые результаты удовлетворяют потребность данной общины.

Прежде чем оценивать результаты программы, нужно определить содержание услуг. Чтобы связать последствия с определенными действиями, необходимо точно указать, что получил клиент в результате принятых мер или оказанных услуг, и установить зависимость полученного результата от осуществленного вмешательства. Надо указать также конкретных получателей услуг, ситуации и социальные проблемы, ставшие предметом вмешательства. Оценка организации, занимающейся социальными услугами, включает ответы на определенные вопросы, в том числе:

-   Находит ли она доступ к намеченному ею контингенту?

-   Оказывает ли она те услуги, для которых учреждена?

-   Эффективны ли эти услуги?

-   Достаточно ли четко они оказываются?

-  Оправдывают ли они себя с точки зрения затрат?
Обычно при оценке программ используют пять критериев:

1.  Затраченные усилия — использованные ресурсы, объем и характер действий, предпринятых для достижения целей. Сюда обычно входят рабочее время персонала, его деятельность, материальные ресурсы, помещения, оборудование и вспомогательные средства.

2.  Воздействие программы — ее результаты с точки зрения широких социальных изменений. Дается ответ на вопрос, смогла

ли программа вызвать такие изменения, а также рассматривается экономичность примененных методов.

3.  Эффективность — воздействие программы на конкретного клиента или достижение каких-то сдвигов, позволяющих судить о том, насколько удалось выполнить ее задачи. Для этого нужно выяснить, изменила ли программа действия и поведение клиента и произошли ли эти изменения в ожидавшемся направлении.

4.  Производительность — методы предоставления услуг в рамках программы. Вопрос о производительности обычно ставится после того, как дана положительная оценка эффективности, и формулируется так: были ли лучшие пути достижения того же результата? Иначе говоря, выясняется, насколько возможно было получить тот же конечный результат другими способами и с меньшими издержками. Этот вопрос обычно связан с проблемой оптимизации программы. Метод увязки расходов с полученным результатом называется «затраты эффективность». Этот показатель выводится путем сравнения усилий (вложений) и эффекта (конечного результата). Показатель «затраты — эффективность» делает принятие решений более рациональным. Он облегчает выбор между альтернативными подходами достижения данного набора целей. Нужно помнить, однако, что остается субъективным суждение о том, стоит ли результат произведенных затрат, можно ли считать их оправданными и приемлемыми. Названный показатель является лишь инструментом для рационализации процесса принятия решений.

5.  Качество. Под ним понимается соответствие всех элементов программы профессиональным стандартам. Этот критерий предполагает суждения о компетентности, приемлемости услуг и способов их оказания. Хотя процесс оценки сопряжен со многими сложностями, в нем заложено немало потенциальных возможностей. Он может снабдить необходимой информацией лиц, ответственных за принятие решений, и администраторов, сталкивающихся с такими вопросами, как:

 

-   Следует ли продолжать программу?

-   Какая из альтернативных программ позволит достичь наибольших результатов при заданной сумме расходов?

-   Какие элементы или комбинации элементов программы наиболее эффективны?

-   Кому приносит наибольшую пользу каждая программа?

3.6. Социальная политика и социальное обеспечение в США

3.6.1. Понятие о социальном обеспечении

Социальное обеспечение это национальная система программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные потребности, а также потребность в сохранении здоровья, которые являются фундаментальными для существования общества.

Социальное обеспечение — это система (или институт), учрежденная в рамках данной нации, государства. Цель этой системы не только помочь отдельным людям удовлетворить свои основные потребности, но также помочь нации как целому поддерживать стабильность.

Социальная работа — это только одна из многих профессий, являющаяся частью национального института социального обеспечения. Другие профессии, которые также призваны помочь людям удовлетворить социальные, экономические, образовательные потребности, потребность в сохранении здоровья относятся к сфере медицины, образования, права и др.

В США преобладают два понятия социального обеспечения: «резидуальное» (остаточное) и институциональное.

«Резидуальное» социальное обеспечение вступает в действие только как временная, экстренная мера, после того как нарушилась семья и (или) оказался несостоятельным рынок труда. Услуги приобретают вид милосердия (благотворительности, милостыни), что может вызвать у реципиента ощущение позора, унижения. Услуги обычно кратковременны, предоставляются на время критического положения человека.

Согласно институциональному понятию, службы социального обеспечения выполняют «обычные (нормальные), первостепенные функции современного индустриального общества». В соответствии с институциональным взглядом, они должны осуществляться рутинно, как часть нормальных общественных отношений, предназначенных помочь людям предотвратить их дальнейшие проблемы. Этот подход рассчитан на то, что в неоднородном обществе каждый человек иногда испытывает потребность в поддержке.

Система социального обеспечения в США сегодня отражает и резидуальный, и институциональный подходы. Исторически

резидуальный подход сложился ранее. Однако события времен депрессии 30-х годов и после нее резко повернули систему по направлению к институциональной ориентации. В 80-е годы консервативные политики вновь отдали предпочтение резидуальному подходу.

Две концепции социального обеспечения могут быть сопоставлены следующим образом:

 

Резидуальная система

Институциональная система

потребности удовлетворяются благодаря участию семьи

проблемы решаются в рамках системы социального обеспечения

помощь, оказываемая системой обеспечения, носит характер временных, экстренных мер

помощь, оказываемая системой носит характер обычных функций социальных служб

помощь предлагается после того, как не удалось решить проблему путем привлечения семьи, рынка

помощь предлагается перед «кризисом», в превентивных целях

помощь настолько небольшая, насколько это возможно

помощь носит превентивный характер, адекватна имеющимся потребностям