Социальная работа за рубежом - 4.1.2. Типы образования социальных работников

4.1.2. Типы образования социальных работников

В рамках национальных систем образования существуют различные модели обучения работников социальных служб. Единого, универсального стандарта в деле обучения социальных работников даже в пределах одной и той же страны нет. Формы обучения можно условно разделить на университетские и неуниверситетские, но в рамках этой классификации много различий, которые варьируются от полного среднего до нескольких уровней высшего образования. Имеются также различия в том, что касается продолжительности подготовки. Это обычно связано с тем, какого уровня учебное заведение проводит подготовку. Рассмотрим некоторые наиболее интересные системы обучения социальных работников.

Африка. В Африке все еще сильно влияние бывших колониальных держав. Так, в странах, говорящих на французском языке, сохраняются модели образования, принятые во Франции и Бельгии, здесь трехгодичные программы обучения рассчитаны на лиц, имеющих среднее образование. Им выдаются сертификаты об окончании обучения или государственный диплом. Некоторые страны ввели продленные, четырехгодичные, программы. В государствах, где распространен английский язык, еще большее разнообразие. Здесь в одной и той же стране проводится обучение социальных работников в университетах, в других высших учебных заведениях наряду с предуниверситетской подготовкой. В Южной Африке за образец подготовки социальных работников была взята программа на уровне университета. Основной курс профессиональной подготовки здесь четыре года (в некоторых университетах — три), после окончания учебы выпускник получает степень бакалавра, а в некоторых университетах — даже магистра.

Азия и страны Тихоокеанского бассейна. В большинстве азиатских стран, за исключением анклавов, где распространено влияние британской системы образования, превалирует университетское образование по американским образцам. Даже в Индии взята за образец не британская система, а американская модель — два года обучения, ориентированного на получение степени бакалавра. При этом подготовка социальных работников распространилась как «вниз» — на курсы со слушателями с неполным высшим образованием, так и «вверх» — на программы, предусматривающие получение степени магистра. В Южной Корее студенты обучаются четыре года, и затем им присваивается степень бакалавра, однако возможно получение и последующих ученых степеней. В Японии предлагается широкий спектр программ: два года

обучения в колледже по месту жительства, четыре года студенческих занятий в колледже или в университете (что наиболее распространено) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают по этой специальности докторантуру.

Европа. До недавнего времени школы социальной работы в Европе действовали как независимые учебные заведения под эгидой правительственных, религиозных, политических, светских организаций. Это наиболее распространенная, хотя и не единственная модель в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Италии и ряде других стран. Хотя при приеме в школы социальной работы зачастую предъявляются те же требования, что и в университетах, их нельзя равнять с последними. Программы обучения, рассчитанные на три-четыре года, рассматриваются как техническая, или специализированная, профессиональная подготовка. Выпускник получает диплом социального работника.

В Германии в начале 70-х годов новое законодательство позволило преобразовать школы социальной работы из средних учебных заведений в колледжи. Эти школы теперь определяют свои программы как «курсы обучения, альтернативные традиционному университетскому образованию». Точно так же новое законодательство в Италии и Греции изменило статус прежде независимых частных школ. Наиболее значительные изменения произошли в северных странах (за исключением Дании и Норвегии), где школы социальной работы оказались целиком интегрированными в систему высшего университетского образования.

Не существует единого образца подготовки социальных работников в Великобритании и Северной Ирландии, где соответствующие программы обучения включены в курсы университетов, политехникумов и колледжей с «продвинутым» образованием. В настоящее время программы предусматривают четырехгодичные курсы на звание бакалавра, одногодичную аспирантуру, двухгодичные курсы для не закончивших полный курс университета и для них же — трехгодичные курсы. Выпускники получают квалификационные дипломы и сертификаты. Общим во всей этой достаточно сложной британской системе является процесс аттестации как слушателей, так и самих курсов Центральным советом по обучению и подготовке кадров для социальных работ. Выпускники курсов, успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный сертификат, признаваемый на всей территории страны в качестве документа, позволяющего вести практику в области социальной работы.

В течение ряда лет школы социальной работы действовали в Польше и Югославии. Они существовали на уровне технических училищ, куда абитуриенты принимались после получения среднего образования. Однако в Югославии в 1983 г. шесть школ социальной работы были присоединены к университетам. Курс социальной работы, который там читался, давал тот же статус, что и другие факультеты университетов с двух- и четырехгодичными программами, позволявшие иметь диплом первой или второй ступени. В Польше из 16 школ социальной работы 14 организационно связаны с медицинской подготовкой. Два года обучения дают право получить диплом и профессию социального работника. Плюс к этому в Варшавском университете принята программа подготовки социальных работников со степенью магистра. В Чехословакии единственной формой обучения специалистов социальной работы являлась двухгодичная средняя школа социального права.

Латинская Америка и страны Карибского бассейна. Перевод школ социальной работы с одного уровня обучения на другой, более высокий можно проиллюстрировать на примерах стран Латинской Америки. Первая школа социальной работы на континенте была создана в Чили. Обучение социальных работников в чилийских частных школах послужило моделью для разработки программ в других странах Латинской Америки. Основными спонсорами стали министерства или государственные (правительственные) агентства социального обеспечения. Католическая церковь также открыла учебные заведения неуниверситетского типа. В 50-е годы частные школы во всей Латинской Америке начали примыкать к университетам. К концу 60-х годов большинство школ неуниверситетского типа заимствовали эту модель, а в 70—80-х годах полностью влились в университеты. Вначале предпочтение было отдано школам неуниверситетского типа, которые предусматривали трехгодичное обучение или четырехлетнюю программу, если школа находилась при университете, но во всех случаях выпускники квалифицировались как социальные работники. Однако в некоторых странах и в настоящее время преобладают программы школ неуниверситетского типа — речь идет о политехнических и подготовительных («промежуточных») школах. Однако современная модель в указанном регионе — пятилетнее университетское образование (в некоторых странах — четырехлетнее). Наиболее распространенной является первая ступень обучения по университетской программе, которая здесь называется «лиценсиадо». В ряде стран, особенно в Бразилии, распространены аспирантуры. Там есть шесть программ для подготовки на степень магистра и одна — на доктора наук, а кроме того, существует одногодичная «продвинутая» подготовка — специализация на курсах после окончания университета.

Модель обучения социальной работе в Мексике отличается от остальных стран Латинской Америки долей специализированных и университетских (более полных) программ. В Мексике открыто свыше 100 школ социальной работы. Однако лишь 20 программ дают квалификацию «лиценсиадо» после четырех- или пятилетнего университетского обучения. Большинство программ предусматривает трехгодичную чисто техническую подготовку в школах неуниверситетского типа после получения среднего образования; выпускникам присваивается квалификация «технический работник».

Северная Америка. В течение многих лет школы в Соединенных Штатах Америки и в Канаде совместно использовали рекомендации Совета по образованию социальных работников, расположенного на территории США и служившего официальным координационным органом при подготовке специалистов данного профиля. Такое партнерство выходило за рамки контроля за качеством обучения и способствовало продвижению в жизнь высоких стандартов профессиональной подготовки. Канадские работники также поддерживали тесные деловые отношения с коллегами из Соединенного Королевства. В 60-х годах острая нужда в кадрах заставила Канаду быстро расширить сферу обучения социальной работе, создать национальную Ассоциацию школ социальной работы для формирования политики в указанной области. В качестве базовой при профессиональной аттестации социальных работников была учреждена степень бакалавра. И хотя школы социальной работы в США также стремились расширить профессиональную подготовку своих студентов и выпускников, в 1970 г. пришло время двум странам разделить свои функции, отпала необходимость в едином официальном координирующем центре.

Новая модель обучения социальных работников в Канаде предусматривает три или четыре года университетских занятий. По окончании курса предоставляется возможность получить степень бакалавра социальной работы. За этим следует программа более углубленных занятий — от 12 до 18 месяцев — с получением степени магистра социальной работы. Однако есть в стране три школы, предлагающие двухлетнюю программу для получения степени магистра, где, в отличие от одногодичных программ, от поступающих не требуется наличие степени бакалавра социальной работы. В течение ряда лет в одной из школ действует программа докторантуры; в некоторых школах также рассматривается вопрос о введении таких программ. Во Французской Канаде создан новый тип учебного заведения, который служит как бы мостиком между средним и университетским образованием в этой сфере. Это общеобразовательные колледжи с профессиональным уклоном, которые предлагают двухлетний курс обучения неуниверситетского типа (включая программы обучения социальной работе). После их окончания выпускники либо идут в университет, либо приступают к практической работе.

Профессиональная аттестация социальных работников осуществляется с учетом трех уровней образования: степень бакалавра — первая профессиональная ступень — присваивается по окончании четырехлетнего обучения по общепринятой программе, степень магистра может быть получена выпускниками после двухлетнего дополнительного обучения в специализированной школе социальной работы; докторская степень требует еще двух лет учебы. К тому же по различным специализациям существуют «продвинутые» курсы и программы продолжения образования для тех, кто уже имеет степень магистра. Успешно окончившие эти курсы получают свидетельство. В то же время в местных колледжах существуют двухгодичные программы подготовки технического (вспомогательного) персонала для социальной работы.

Совет по образованию социальных работников учредил специальную службу, которая определяет эквивалентность иностранных степеней квалификации, оценивает их соответствие структуре и содержанию обучения данной профессии в США. С этой целью Международная ассоциация школ социальной работы опубликовала Мировой справочник по обучению социальной работе (в 1974 и

1984 гг.), который содержит сведения о всех крупных школах социальной работы в странах, входящих в эту ассоциацию.