Социальная работа за рубежом - 4.2.2. Принципы образования для взрослых

4.2.2. Принципы образования для взрослых

Принципы образования именно взрослых людей получили широкое признание в качестве ведущих при подготовке социальных работников и профессионалов в других сферах деятельности. Для процесса обучения взрослых применяется термин «ан-дрогогика» в отличии от термина «педагогика», который используется по отношению к детям.

Первый принцип андрагогики состоит в том, что основная ответственность за обучение лежит на самом учащемся. Взрослый учащийся-профессионал рассматривается как добровольный субъект образования, что ведет к перераспределению ролей, обязанностей и воззрений учащихся и преподавателей. Добровольный учащийся-профессионал, продолжающий свое обучение, уже обладает определенными навыками, знаниями и опытом. С другой стороны, для более успешного выполнения установленных функций и тем более при изменении характера работы может возникнуть нужда в новых навыках и знаниях.

Второй принцип основывается на том, что личные или профессиональные потребности стимулируют у специалиста желание учиться. Педагог должен быть в курсе потребностей учащегося и стараться наиболее оптимально их удовлетворить. Другими словами преподаватели должны быть готовы изменить методику обучения и способы подачи материала, исходя из характера взаимодействия с учащимся. В багаже у учащегося находятся ранее полученные знания, опыт и понимание того, какими навыками он обладает и каких ему не хватает, а педагог должен быть готов снабдить его необходимыми новыми навыками и знаниями. Следовательно, более активная роль обучающихся требует от них участия в процессах планирования характера и методики программ непрерывного образования.

Третий принцип исходит из необходимости применения многих форм непрерывного образования. Самые обычные формы, в число которых входят формальное обучение в классе и другие организованные программы подготовки, а также участие в профессиональных конференциях и симпозиумах, являются и наиболее часто применяемыми. Наряду с этим полезна и неформальная деятельность, такая как чтение профессиональной литературы, консультации и выступления на собраниях персонала. Она

помогает сформулировать идеи, помогающие улучшить существующие и разрабатывать новые программы. Используется также создание совместных комитетов планирования, проведение совещаний без посторонних лиц и т. п.

Четвертый принцип состоит в том, что изменение условий, при которых предполагается продолжение образования взрослых, требует разработки и утверждения новых форм признания и поощрения. Наградой обыкновенному студенту служит диплом и, можно надеяться, работа. Что же касается форм поощрения взрослых учащихся, то к их числу относится овладение новыми знаниями и навыками, способствующими улучшению работы, повышению по службе, увеличению окладов, получению более престижной работы и личному росту.

Пятый принцип исходит из учета того обстоятельства, что в контексте непрерывного профессионального образования часто поднимаются проблемы норм активного, творческого подхода и качественного обучения. Такие вопросы законны, о какой бы форме образования ни шла речь. Однако важно, чтобы преподаватели сохраняли гибкость, способность откликаться на нужды и проблемы, возникающие в рамках андрагогики.