Социальная работа за рубежом - Основные подходы и стратегии оказания помощи семье

Основные подходы и стратегии оказания помощи семье.

Современная социальная работа с семьей не может быть понята в отрыве от центральных тем и теоретических достижений в области семейной терапии и смежных областях, в отрыве от деятельности пионеров семейной терапии, а также от различных практических подходов, которые накоплены за годы существования семейной терапии.

Если раньше основными вопросами, касающимися проблем семьи или отдельного человека, были: «что произошло?», «что здесь не соответствует нашим понятиям о норме?», то теперь задают другие вопросы: «каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир?», «каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?», «что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающим миром?». Теоретические достижения, имеющие место в рамках данной, набирающей силу традиции, включают в себя общую теорию систем, кибернетику, гештальт-психологию, различные теории общения и экологические теории. Этим теоретическим достижениям способствовали и шли параллельно с ними эпистемологические сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии и социологии — в сущности, почти во всех областях знания. Все это отразилось на социальной работе и семейной терапии, поскольку стремление понять поведение человека скорее в терминах его взаимосвязей с окружающим миром, нежели в терминах замкнутой внутренней сущности стало решающим теоретическим постулатом. Кроме того, в гуманитарных и социальных науках стало еще более очевидно, что люди являются «открытыми системами», влияющими на формирование других и формирующимися в ходе жизни посредством обоюдных и многосторонних взаимодействий с их социальной и природной средой. Именно в контексте этого нарождающегося мировоззрения в начале 50-х годов совершенно спонтанно и в разных частях страны усилиями исследователей и практиков стала развиваться семейная терапия.

Сальвадор Минухин считается одним из основателей теории семейной терапии. Он начал свою работу с семьей в рамках программы для детей-правонарушителей. Именно из опыта этой работы возникла структурная семейная терапия и появилось замечательное исследование «Семьи трущоб» (1967 г.). Впоследствии Минухин возглавил Филадельфийскую детскую клинику, где он, работая в разные годы вместе с Джейн Хейли, Марианной Уолтерс, Гарри Апонте и др., создал один из наиболее крупных и многопрофильных центров. Часто, работая с трудными семьями, находящимися в бедственном положении, Мину-хин и eго коллеги превыше всего ставили взаимоотношения семьи с экологической средой, а также структуру и организацию семьи как таковой.

В последнее десятилетие многие социальные работники внесли заметный вклад в развитие семейной терапии в форме исследований, публикаций и обучения персонала. Особо следует отметить Лини Хофман, Монику Макголдрик, Пегги Папп, Элизабет Картер, Ольгу Сильверштейн, Гарри Апонте и Марианну Уолтерс. Кроме того, среди членов Ассоциации специалистов по семейной терапии — небольшой организации, в которую принимаются только те специалисты, которые имеют достаточный опыт в области семейной терапии (в проведении исследований, обучении и т. д.), — социальные работники составляют довольно высокий процент. Аналогичная ситуация имеет место и в Ассоциации специалистов по терапии семьи. Однако многие из ведущих в этой области социальных работников сами считают себя (или же их считают другие люди) не социальными работниками, а семейными терапевтами.

Ход развития семейной терапии несет в себе не только политический, но и гораздо более глубокий идеологический и практический смысл. Основанная на различных подходах, оценках и взглядах ее основоположников, семейная терапия развивалась в виде разных, иногда конкурирующих школ. Хотя в центре внимания всех исследователей находится семья, а также существуют общепризнанные понятия и концепции, какой-то общей и цельной теории или практической технологии не существует. Без сомнения, это вполне нормальная ситуация, та фаза развития, когда молодые ученые ставят под вопрос, углубляют идеи пионеров семейной терапии, осмысливают свои расхождения с ними.

Во-первых, наиболее важное заключается в том , что исследователи семьи, по крайней мере до некоторой степени, разделяют тот взгляд, что человеческое поведение не является исключительно продуктом личности, испытывающей влияние событий прошлого. На поведение в огромной степени влияют устойчивые модели взаимодействия между людьми и окружающим миром. Особенно значимой частью среды является семья. Специалисты в области семьи различаются в зависимости от того, какое значение они придают прошлому либо настоящему, т. е. что считают главным для поведения человека — историю семьи или нынешние взаимодействия.

Во-вторых, семья определяется многими теоретиками как саморегулирующаяся, основанная на определенных правилах система с довольно стойкими моделями поведения, процессами, структурами и развившимися со временем установками. Конфликтное поведение или индивидуальные проблемы одного из членов семьи обычно расцениваются:

-   как результат неправильной структуры семьи и организации коммуникаций или неадекватных напряженных отношений с окружающей средой;

-   как выполняющие важную роль в сохранении согласованности семейной системы;

-   как устаревшее и неадекватное поведение, поддерживаемое неадекватными реакциями членов семьи.

Многие семейные терапевты сомневаются в критерии стабильности и доказывают, что вечное движение и изменение более характерны для семей, чем устойчивость и неподвижность, они утверждают, что саморегуляция семьи не ориентирована на фиксированную нормативную структуру или организацию.

В-третьих, подходы и стратегия оказания помощи семье имеют некоторые различия, но также и много общего.

Специалист, работающий с семьей, может выступать в роли катализатора, руководителя, создателя определенной обстановки и т. д. Специалист не меняет человека или семью. Он лишь помогает создать обстановку, в которой семья сама может захотеть измениться, участвуя в построении новой реальности. В этом процессе роль специалиста состоит в создании «осмысленного шума» или новых коммуникаций, вокруг которых семья может реорганизовать свои взаимодополняющие модели стабильности и изменения. Сначала многие семейные терапевты, находящиеся под воздействием психоанализа, стремились играть активную роль в процессе изменения, происходящем в семье. Сейчас же большинство специалистов стараются свести свое участие к минимуму, будучи уверены, что лучшие результаты могут быть получены при мобилизации внутренних сил семьи. Во время занятий с семьей проводятся круговые опросы, упражнения по общению, в ходе которых клиенты начинают по-новому ощущать себя и находят возможности для изменения.

Большинство семейных терапевтов планируют работу с семьей таким образом, чтобы те изменения, которые обсуждаются

на занятиях, были постепенно внедрены в реальную жизнь клиентов. Это происходит с помощью указаний, заданий или предписаний, которые были получены на очередном занятии. На последующих занятиях обсуждаются результаты действий клиентов.

Семейный терапевт уделяет основное внимание структуре и процессам, происходящим в семейных взаимоотношениях, а не реальному содержанию этих взаимоотношений, он считает то, о чем разговаривают члены семьи, менее важным, нежели то, как они разговаривают. Объектом исследований являются действия и взаимоотношения членов семьи, а не их внутренний мир. Поэтому семейная терапия принимает во внимание прежде всего устойчивые модели взаимодействия в семье, положение различных членов семьи по отношению друг к другу, распределение пространства и времени, невербальные коммуникации.

Существуют различные подходы к работе с семьей среди отдельных специалистов и групп, сконцентрированных вокруг различных обучающих центров. Некоторые из них представляют особые «школы» семейной терапии, другие соединяют в своей работе полезные характеристики разных методов. Различия существуют, например, в том, как рассматриваются взаимоотношения между индивидом и семьей; в представлениях о важности той или иной стороны жизни семьи, об источнике проблемы или симптома, в подходе к целям вмешательства (это может быть решение отдельной проблемы либо серьезное изменение жизни семьи), в продолжительности работы с семьей и т. д. В семейной терапии есть место для различных взглядов.