Социальная работа за рубежом - Практические аспекты социальной работы с семьей

Практические аспекты социальной работы с семьей.

Социальный работник, занимающийся проблемами семьи, хотя и принимает во внимание весь комплекс «личность-среда», однако на первое место в процессе оценки ситуации и вмешательства ставит семью или ближайшее социальное окружение клиента. Как уже отмечалось, роли и функции социальных служащих, занимающихся проблемами семьи, различаются в зависимости от того, какой стороне комплекса «человек-семья-окружение» уделяется основное внимание. Видимо, социальные работники не должны быть исключительными приверженцами какой-то определенной «школы» или подхода, ибо при оказании помощи потенциально полезны все методы работы. В любой семье исторические, структурные, экологические, коммуникативные и даже мифические

процессы происходят одновременно. Социальные работники, основываясь на некоторых критериях, могут выбрать, какому из аспектов надо уделить особое внимание в данном конкретном случае и когда следует перенести акцент с одного аспекта на другой в процессе работы с семьей. Однако социальный работник должен постоянно следить за качеством и последовательностью своей работы.

Первое, на что должны обратить внимание социальные работники при экспертной оценке ситуации и вмешательстве, — это изучение окружения семьи, согласованности либо несогласованности взаимодействия семьи и окружения. Выросший из экологических принципов и концепций, этот подход ориентирован на создание гибкого представления о взаимосвязи между семьей и ее окружением. Необходимые оценки могут быть получены с помощью экологической карты. Главной целью социального работника и семьи является достижение согласованности между семьей и ее окружением; она может быть достигнута, если семье будет оказываться помощь в приобретении различных товаров, пользовании услугами, если ей помогут вписаться в социальное окружение. Стратегии вмешательства должны фокусироваться преимущественно на изменении окружения, среди них — использование имеющихся возможностей и поиск новых ресурсов, услуги брокеров, адвокатов, а также тех специалистов, которые могут помочь семьям наилучшим образом использовать окружающую среду. Основной целью экологической работы с семьей является изменение отношений между семьей и ее окружением, с тем чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

Специалист, установив, что между семьей и ее окружением существуют устойчивые взаимоотношения, может помочь семье воздействовать на окружающие ее системы следующим образом:

-   раскрыв неравные или безответные отношения;

-   проведя переговоры о товарах и услугах;

-   укрепив слабые или неадекватные связи потенциально не ладящих с другими людьми и социальным окружением;

-   помогая семье наилучшим образом воспользоваться преимуществами общины и людей, которые ее окружают, например, с помощью планирования времени и пространства;

- укрепляя семью и согласие в семье с помощью создания определенных семейных ритуалов.

Вторым очень важным направлением изменения является система связей между поколениями, представленными в семье. Если исходить из того, что на человека и его сегодняшнюю семью во многом влияют такие связи, изучение этих влияний проливает свет на сегодняшнее состояние и жизнь семьи. Далее связи между поколениями, их потенциал могут быть мобилизованы на позитивное изменение. Источником информации о связях между поколениями является генограмма — семейная карта с родственными связями, на которой бывает отражена вся история семьи, причем карта может быть организована таким образом, что по ней нетрудно проследить все основные события в жизни семьи.

Генограмма создается и расширяется методом опроса, который отражает систему убеждений и взглядов разных поколений, принципы жизни и взгляд семьи на окружающий мир. Будучи сродни методам этнографических исследований, метод опроса должен побудить членов семьи узнать и поддержать семейную культуру, помогающую им осознать самих себя и свой мир. Такие опросы могут позволить внимательно исследовать семейные мифы, легенды, ритуалы, некоторые символичные действия, а также образ мысли и убеждений, которые являются приоритетными в данной семье, и даже особый язык общения, понятный только этой семье.

В некоторых ситуациях главным является изучение рождающихся в семье отношений, которые могут быть основной целью изменения. Социальные работники, работающие с супружескими парами, семьями или целыми группами людей, помогают им стать исследователями, а иногда и настоящими экспертами генеалогии своей собственной семьи. В результате после такого рода исследований клиенты учатся тому, как изменить существующие отношения внутри семьи. Социальный работник помогает клиентам изучить различные возможности поведения, предлагает различные стратегии изменения отношений с членами семьи, обеспечивает поддержку и помогает отслеживать результаты. Даже в тех ситуациях, когда такое глубокое изучение истории семьи не требуется, некоторое знакомство с ней может оказаться полезным, если семья попала в критическую ситуацию или если социальный работник сталкивается с проблемой, которая, на его взгляд, не может быть быстро разрешена, да и во многих других ситуациях.

Третьим направлением, требующим определенного внимания, является современное состояние самой системы семьи. Отталкиваясь от конкретной ситуации, социальный работник может выбрать тот аспект работы с семьей, на котором, по его мнению, надо сосредоточиться. Чтобы уяснить проблему клиента, надо принять во внимание его потребности, опыт, а также опыт и теоретическую базу социального работника, его представление проблемы, сроки, в которые она должна быть разрешена, культурный уровень семьи, принадлежность семьи к какому-либо классу, предшествующий опыт общения с социальными службами, структуру семьи и многое другое. Изменения в семье являются настоятельными, если:

-   семья плохо организованна;

-   имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром или между членами семьи, между представителями разных поколений, разного пола;

-   в семье наблюдается распад иерархии;

-   был создан ошибочный треугольник или союз, например, если ребенок заменяет одного из взрослых в супружеской системе.

Множеству семей и супружеских пар можно помочь, если уделить достаточное внимание процессу семейного общения. В семье со строгими правилами или в той семье, где поведение одного из ее членов является экстремальным или жестоким, для того чтобы создать основу для изменений, необходимы более сложные подходы.

Структурные, организационные и коммуникативные стороны системы семьи оцениваются с помощью наблюдений и других методов. Социальные работники, считающие основной сферой своей деятельности семью, стараются быть активными и человечными при общении с клиентами в попытках повлиять на сложившиеся годами стереотипы семейных связей как на официальных встречах с клиентами, так и во время домашних визитов. Социальный работник пытается создать атмосферу, в которой семья будет по-новому ощущать как саму себя, так и окружающий мир.

При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Всякое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на необходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равновесия. Дж. Хейли (1980 г.), например, применяла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли «покинуть дом», а Э. Картер и М. Макголдрик (1980 г.) внесли огромный научный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.


3.3. Организационные аспекты социальной работы

3.3.1. Организационные модели социальной работы

Организации, оказывающие социальные услуги, имеют ряд отличительных черт. Прежде всего, они работают с теми людьми, которые являются как бы «непосредственным материалом» в их производственном процессе. Конечный результат, служащий обоснованием существования такого рода организаций, заключается в защите, упрочении и повышении благосостояния людей, которых они обслуживают.

Существуют две организационные модели, по которым можно составить представление о взаимосвязях между этими компонентами. Централизованная форма применяется в тех случаях, когда текущая работа является повседневной, повторяющейся, хорошо освоена персоналом, цели четко определены, а исходный материал стабилен и однороден. Децентрализованная модель больше подходит для организаций, имеющих дело с разнообразным исходным материалом или решающих нетрадиционные задачи. В этих условиях сотрудники должны иметь возможность действовать по своему усмотрению, поскольку заранее сложно предусмотреть все варианты их действий.

В случаях, когда на запросы клиентов приходится реагировать немедленно, при личном общении, необходим демократический стиль руководства, предусматривающий участие в обсуждении проблем и рассредоточение полномочий при принятии решений. Если же ставится задача воздействовать на поведение клиента, то нужны особенно широкая свобода выбора и применение наиболее эффективных средств. Решения в этих случаях зависят от способности персонала правильно учитывать изменившиеся обстоятельства, а управление должно заключаться в помощи сотрудникам найти себя в контексте организационных и профессиональных задач. Чем больше та часть вложений в программу, которая отводится на работу с кадрами, тем вероятнее достижение цели.