Социальная работа за рубежом - традиции в осмыслении теоретических проблем зарубежной социальной работы

Таким образом, можно выделить следующие традиции в осмыслении теоретических проблем зарубежной социальной работы.

Во-первых, этико-терапевтическая традиция, опиравшаяся на осмысление разноообразных форм благотворительности.

Во-вторых, психодинамический подход (психоанализ, бихевиоризм), который вырос на признании того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, того, что базировалось лишь на здравом смысле. Это не позволяло решать многие задачи социальной помощи, связанные с трудностями регулирования поведения людей, сохранения и реабилитации их здоровья.

В-третьих, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), привлекший внимание к социально-организационным факторам теоретико-методологического обоснования социальной работы. В США в этот период развиваются теории социального администрирования и планирования, разрабатываются программы борьбы с бедностью, обосновываются преобразования на уровне общин, местного самоуправления, формируются оптимальные модели социальной работы в Швеции, Канаде, Франции, а затем в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее.

В-четвертых, системный подход как методология теории социальной работы (холономный, синергический). Возрастание роли системности в теории социальной работы, ориентация ее на целостный подход усилили стремление к радикальному реформированию общественного устройства, практики социальной работы. При этом обычно провозглашалась, обосновывалась необходимость существенных социальных перемен, обеспечения целостности, гармоничного развития человека в обществе, коллективе.

В качестве примера можно привести теоретическую, исследовательскую и образовательную деятельность профессора Х. Свед-нера, нашего современника, которая оказала существенное влияние на распространение системных, философско-гуманистичес-ких представлений о социальной работе не только в Швеции, но и в других Скандинавских странах, в Западной и Восточной Европе, в Японии и Китае, где он побывал и где известны его труды. Очевидно, что авторитет, активная научная преподавательская деятельность Х. Сведнера способствовали усилению позиций, развитию системного направления в теории социальной работы, которое он обогатил философско-гуманистическими и социокультурными ориентациями.

Дальнейшее становление социальной работы как научной теории пошло по четырем основным направлениям:

-   теория индивидуальной работы;

-   групповой работы;

-   общинной работы;

-   социального администрирования и планирования.

2.2. Многоуровневый подход в социальной работе с населением

Индивидуальная социальная работа. Лидеры благотворительных обществ сыграли определенную роль в развитии индивидуальной социальной работы. Их концепция определяет индивидуальную социальную работу как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу». В 1898 г. по инициативе Мэри Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). К 1919 г. число таких школ в США достигло 17. В 1923 г. 13 из них стали факультетами при университетах. Студенты занимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практической социальной работы в различных областях.

Изучение условий жизни семей. В плане социальной работы с семьей последняя рассматривается как социальная ячейка, посредством которой общество передает по наследству свои моральные, культурные и духовные ценности. При этом важен был дифференцированный подход в каждом отдельном случае. Осознание необходимости дифференцированного подхода также сказалось на работе с детьми. Внимание к индивидуальным особенностям становится столь же серьезным, как и внимание к условиям среды.

Социальная работа в медицине. В 1905 г. в одной из бостонских больниц доктор Р.К. Кэбот в целях развития профилактической медицины ввел социальное медицинское облуживание. Обслуживание такого рода предоставлялось только амбулаторным больным. Работавшие в этой сфере (первоначально штат состоял только из медсестер) не хотели мириться с тем, что они занимают подчиненное положение. Социальная работа давала им возможность добиться «более четкого понимания любых психических и социальных условий, которые могли быть причиной нарушений умственного или физического характера у больного». Сферой изучения и деятельности социальных работников в области медицины были личность, взаимоотношения между людьми и условия жизни в отдельных районах. Наиболее ценным в

работе с людьми было то, что можно было поставить себя на место другого и постараться взглянуть на ситуацию объективно.

Социальная работа в школе. Начало того, что сейчас известно под названием «социальная работа в школе», связано со строительством нескольких домов-сеттльментов в Нью-Йорке. Проект предусматривал обеспечение их приходящими учителями; в задачу последних входило создание таких условий для отдельных детей, которые давали бы им возможность усвоить школьную программу. Приходящий учитель имел дело прежде всего с теми детьми, которые не могли посещать школу в силу отсутствия необходимых знаний, дурного поведения, физических недостатков или других причин. После ознакомления с личными качествами ребенка приходящий учитель принимал необходимые меры для изменения социальных условий, чтобы добиться изменения ситуации к лучшему. Он полагался в своих действиях на методы индивидуальной работы.