Теории и методы социальной работы - Человек как природное явление

Человек как природное явление

имеет другой модус проблем. Человек в своей личностной конкретности и определенности осмысляется через материю, его тело. Самовыражение, самоосуществление, постижение и самопостижение выражаются посредством тела и его строго индивидуального строения. «Тело в целостной структуре человека как личности образует фундамент или же подструктуру того, что по сути составляет структуру личности»1. Однако тело как средство выражения личности может быть фактором идентичности и групповой принадлежности. При особых условиях тело может быть разграничительным дискриминационным признаком, например в подходах общественного концепта социальной полезности. Именно эти подходы разделили людей на здоровых и инвалидов. Тело выступает как определенная форма нормы, позволяющая одним, и не дающая другим индивидам интегрироваться и функционировать в обществе. Отсюда общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:

•    человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;

•    здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;

•    здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями2.

Шульц П. Философская антропология. - Новосибирск, 1996. - С. 71.

Астапов В., Лебединская О., Шапиро Б. Проблемы обучения людей с ограниченными возможностями // Социальная работа: теория, технология, образование. - М., 1996. -№ 1. - С. 80.

Способность-неспособность превращать тело в предмет обмена, использовать его для доступа к равноправному участию в общественной и производительной деятельности является одним из оснований, определяющих активность или пассивность личности. Гуманистический смысл социальной работы в том и заключен, чтобы даже в ситуации неравных условий дать возможность каждому человеку для реализации его планов, интегрировать лиц с ограниченными возможностями в основные процессы трудовой и общественной жизнедеятельности.