Теории и методы социальной работы - Человек в концепциях социальной работы

Человек в концепциях социальной работы

The Social Work Experience. - N-Y., 1991; Свен-Эрик Юнгхолм. Основы социальной работы. - М., 1996, Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. - М., 1993.

Фундаментальный вопрос философии - что есть человек? имеет свою постановочную основу и в социальной работе. Специфика теорий социальной работы заключается в том, что основной упор в них делается на инструментальный аспект, где технологическая сторона, процесс взаимодействия, актуализируется по сравнению с бытием человека. Технологический аспект социальной работы выдвигает определенные требования: осознание перспектив развития ситуации клиента, оценивание возможностей вмешательства, уяснение границ поддержки и т.д. И в этом ключе социальные работники используют философские, социальные, психологические модели видения человека, которые позволяют им определять некие образцы, к которым необходимо стремиться в своей деятельности. Однако тема человека является предметом специального осмысления в социальной работе. Специфика ее заключается в том, что она существует в дихотомическом единстве, в системной пропозиции, где человек рассматривается как человек-нуждающийся и как человек-помогающий, в их взаимообусловленности и взаимозависимости. С одной стороны, человек выступает как субъект, который не может самостоятельно решить жизненные проблемы, осуществить поступок, найти способ изменения ситуации. Такой человек в социальной работе определяется как клиент. С другой стороны, существование клиента, человека-нуждающегося, в познавательном пространстве, априори предполагает наличие другого субъекта, человека-помогающего, чьи действия и поступки направлены на разрешение трудной жизненной ситуации.