Этноцентризм
Под этноцентризмом принято понимать такую систему взглядов, при которой ценности, жизнедеятельность, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы является основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Этнические группы в процессе своего этногенеза выработали механизмы экономической, культурной и социально -психологической самозащиты. Однако групповая этническая идентификация в условиях индустриального и пост – индустриального общества может формировать механизмы дискриминации по принципу: «мы и они». Предубеждение и абсолютизация социо-культурной эдентичности одной этнической группой над другой вызывают к жизни, согласно подходам Р. Мертона, определенные стереотипы поведения людей. Он выделяет следующих четыре типа:
1. Беспристрастный недискриминатор - человек, не причиняющий ущерба лицам других этнических групп. В основе такого
поведения гуманистические принципы, общественные идеалы и ценности.
2. Беспристрастный дискриминатор - человек, не понесший
ущерба со стороны других этнических групп, но проявляющий
дискриминацию по отношению к другим группам, так как ему
социально и материально выгодно так поступать.
3. Потерпевший недискриминатор – человек, понесший
ущерб и имеющий враждебность по отношению к другим груп
пам, но признающий закон, социальные нормы и ценности, не
позволяющий себе распространять свою агрессию на другие эт
нические общности.
4. Потерпевший дискриминатор – человек, понесший ущерб
и неверующий в идеалы свободы и равенства. Последовательно
осуществляет дискриминацию других этнических групп.
На основании данной типологии, в зависимости от складывающихся жизненных ситуаций Berry, Tischler 1 предложили следующую схему влияния ситуации на проявление дискриминационного поведения субъекта.
Tischler H. Introduction to sociology, N-Y,1990 P. 276 |