Теории и методы социальной работы - Философия позитивизма

Философия позитивизма

в социальной работе сменяет модель гуманизма в 20-е годы ХХ столетия. В основе данной доктрины лежит абсолютизация знаний вообще и социальных знаний в частности. Знание - критерий объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо-, микропсихических и социально-экономических процессах. Бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии позитивизма в данной парадигме. Традиции идущие от Э. Дюркгейма, заключающиеся в том, что научное познание позволяет не только определять,   но   и   объяснять   общественные  факторы   в   их   норме

или патологии, получают дальнейшее развитие в работах Пинкер, Варнока, Скиннера. Согласно Скиннеру, внешние воздействия среды определяют поведение человека. Поэтому изменение типологии клиента связывается прямо с изменением окружающей среды.

С позиций бихевиоризма происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в общности. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно обоснованные этические представления. Фрейдизм с позиций сексуальных инстинктов (бессознательное) предоставил возможность анализировать не только интропсихические процессы, но и общественные исторические явления и события.

Позитивистский сциентизм - абсолютизация роли научного
знания - сыграл как свою положительную, так и негативную роль
для философии социальной работы. Привнесение научных мето
дов в систему взглядов социальной работы позволило осознать,
что она не только практическая деятельность, но и определенная
область познания социальной реальности. Однако абсолютизация
научного знания, отрицание автономности человека, его детер
минированность     социально-экономическими      и     социально-
биологическими факторами привнесла в идеологию профессио
нальной деятельности приоритеты и ценности исследовательско
го инструментария, а не общечеловеческие и гуманистические
ценности. Появляется понятие «синдром социального работни
ка», когда протоколы, статистика, тестирование являются более
весомыми аргументами при построении интервенций, чем беседа,
опрос или интервьюирование.

Парадигма позитивизма сменяется парадигмой утопизма. Основой философии социальной работы становится либерализм и социал-реформизм. Философия обыденной жизни становятся исходным положением теоретических концептов и практических подходов. Такие понятия, как «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», становятся доминантами понятийного сознания. Философия либерализма, с ее установками ценности личности в противовес коллективным ценностям, находит отражение не только в принципах и нормах профессиональной деятельности, но и в ее методах и техниках. С позиций философии утопизма, человек становится социально уязвимым субъектом в результате возникших трудностей, связанных с объективными причинами, такими как: отсутствие необходимого образования, низкий экономический статус, негативное влияние общественной среды и другие факторы. Позиция философии утопизма об изначальной презумпции невиновности клиента приводит не только к смещению ценностных ориентаций профессиональной социальной работы, но и смещает акценты стратегии ее развития от социальных реформ к социальным акциям.