Теории и методы социальной работы - Философские ценности социальной работы

Философские ценности социальной работы

Система ценностей была сформирована в процессе исторического развития социальной работы от ее праисторических форм до современного состояния. С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа, кто бы не представлял интересы социально уязвимых слоев населения, - общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека. Философская основа общественных учений и идеалов в конечном итоге образовала не только ценностные концепты индивидуального взаимодействия нуждающегося и помогающего субъектов, но и ценностные ориентации профессиональной социальной работы.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, мировоззренческий концепт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компе-

Организация Объединенных Наций // Права человека. - Нью-Йорк, 1990.

тенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией1.

1.  Преимущества индивида по отношению к обществу

Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющие клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих.

2.  Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с
клиентом

Конфиденциальность - средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, так как это может привести к изменению жизненных стратегий клиента, привести к ухудшению его жизненного сценария. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения информации, границах информации, согласование с клиентом вопросов обсуждения с третьими лицами, по профессиональным причинам, его проблем, возможности использования информации клиента в научных целях. Социальный работник должен представлять записи, которые ведутся в процессе реабилитации.

1 Философия социальной работы: Монография / Под ред. В.И. Митрохина. - М., 1998.

3.   Готовность    отделить    личные    нужды    и    чувства    от
профессиональных отношений

Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации, имплицитные концепты взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости, «ты - мне, а я - тебе», не допустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм - основа профессионального взаимодействия. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды.

4.  Стремление к  социальным  изменениям, соответствую
щим социальным познанным потребностям

Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизации общественных отношений. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований.

5. Готовность к передаче знаний и умений другим

Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание о ситуации, проблеме, осознание конфликтов и причин неудач являются определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов.

Социальный работник должен не отставать от появляющихся новых знаний, критически проверять их, вносить посильный вклад в развитие профессии.

6.  Уважение   к   индивидуальным   и   групповым   различиям,
достойное их оценивание

Социальный работник выступает против любых форм дискриминации на основании расовой принадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков.

Предпочтения, личные качества, состояния или статус не могут быть в обыденном смысле «хороши» или «плохи» по отношению к субъективным ценностным ориентациям социального работника. Для социального работника важен сам клиент, в его неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения

клиента становятся «хорошими» или «плохими» только в том случае, когда они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику достойно и с уважением относиться к клиенту.

7. Стремление к развитию самопомощи клиента

Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен максимально приложить усилие к тому, чтобы не быть постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен становиться для клиента «костылем», на который тот постоянно будет опираться в трудной жизненной ситуации.

8.   Готовность    действовать    от    имени    подопечного,    не
смотря на возможные фрустрации

Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника   связаны   с   подавленностью,   неуверенностью   в   своих

силах,   отсутствием   должного   внимания   со  стороны   заинтересованных сторон.

9.  Стремление к социальной справедливости, к экономиче
скому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для
всех членов общества

Социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всех членов общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости. Профессиональная деятельность направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию - важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости.

10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и
профессиональной деят ельност и

Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого, но лишь в той степени, когда такое поведение не подвергает риску исполнение служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, он ответствен за престиж профессии и должен способствовать ее развитию1.