Теории и методы социальной работы - Германия

Германия

В 70-е годы социальная работа в общине определялась концепцией сопричастности.

Методы понимались уже не только как структурированные виды помощи в работе с клиентом, но также и как форма самопомощи, которая делает возможной разработку проблемы с учетом собственной ответственности клиента.

Самовоздействие рефлексировалось в группах самостоятельного опыта, психодрамы и гештальттерапии, а также в новых формах альтернативной супервизии с учетом конкретной ситуации. Все это позволило развить новые формы кооперации «социальный работник - клиент».

Вновь открытое понятие «социального» в социальной работе и критика медико-попечительской парадигмы способствовали возникновению новых вопросов относительно методических концепций (технологий). В концепции «Ведение диалога»1 преодолевались индивидуалистические ориентации и проблемные обоснования в случаях предоставления единовременной помощи. Модель жизненного пространства2 была введена как относительная система, а диалог использовался как средство экологической разработки конфликта3. Таким образом, цель преобразовательных процессов в социальной работе состоит не в приспосабливании клиента к своим жизненным обстоятельствам, но в эмансипации его индивидуальных и социальных наклонностей.

1Hege M. Engagierter Dialog. - Mьnchen, 1974.

2 Lewin K. Feldtheorie in den Sozialwissenschaften. - Stuttgart/Bern, 1963.

3 Wendt W.R. Цkologie und Soziale Arbeit. - Stuttgart, 1982.

Развивающиеся на этой основе комплексный подход к решению проблемы1, концепция социально-педагогического воздействия2, стратегия вмешательства3 и формирующаяся теория действия, объединяющая в себе проблемные и технологические подходы4, стали новыми важнейшими вехами на пути развития инте-гративных концепций.