Теории и методы социальной работы - Гуманистические подходы к клиенту

Гуманистические подходы к клиенту

Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К. Роджерсом. Его подход терапии и к личности клиента осуществлялся с ценностных позиций философии любви к человеку. Под любовью К. Роджерс понимал, то, что древние греки вкладывали в понятие агапе. Любовь - служение, любовь -деятельность на благо ближнего. Терапия любовью представляла сложный процесс, который включал в себя представление о личности, о клиенте, о роли терапевта и терапевтических условий, необходимых и достаточных для изменения проблем клиента.2

Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъекта, который находиться в постоянной тревоге из-за несоответствий, выражающихся в стремлении быть самим собой, и в то же время «смертельно боящемся быть им», в стремлении познания своего реального жизненного опыта, и «в то же время очень боящегося это сделать». К. Роджерс говорит о том, что стремле-

1 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. С.301-309.

2  Кан   М.   Между   психотерапевтом   и   клиентом:   новые   взаимоотношения.   Спб.,
1997.С.41-42

нию клиента «быть самим собой» мешают определенные тенденции, осложняющие его жизненное функционирование. К ним он относит подчинение образу «кем он должен быть» и страх «двигаться прочь от «Я», которым на самом деле он не является». Человек, находящийся под таким контролем не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, он не может полностью функционировать. Полноценно функционирующий человек, при осознании им своего опыта, индивидуального, не конформного, социализированного, имеет конструктивное поведение, которое соответствует реальности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личности окружающих людей».1

Для достижения клиентом образа «полноценно функционирующего человека» необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловного положительного отношения к клиенту:

1. Позитивное изменение личности клиента возможно при ус
ловии установлении взаимоотношений и контакта, когда клиент
«знает терапевта».

2. Клиент, находится в состоянии несоответствия, он уязвим и
встревожен;

3. Терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях.

4. Терапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту, не дает оценок его чувствам и переживаниям.

5. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего
мира клиента, и стремиться ему передать.

1 Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

6. Необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту. 1

Гуманистические подходы К. Роджерса оказали влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, принципы отношений. Концепт «нормально функционирующего человека» стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения, к которой должен стремится социальный работник при оказании помощи клиенту.