Теории и методы социальной работы - Индуктивно-эмпирический метод познания

Индуктивно-эмпирический метод познания

связывается с таким исследованием, при котором исследователь наблюдает данные и затем развивает их в обобщение, которое объясняет отношение между наблюдаемыми объектами. Логическая схема включает в себя следующие элементы: наблюдение, обнаружение закономерностей, формулирование выводов. Индуктивно - эмпирический метод познания в социальной работе нашел отражение в исследовательской практике, в таком ее направлении как описательная (дескриптивная) статистика. Индуктивно- эмпирический путь познания находит свое отражение в отдельных профессиональных сферах социальной работы, как правило это связано с социальными явлениями, которые требуют оперативного объяснения и локализации. Например: раннее материнство, употребление подросткам наркотиков и т.д.

С другой стороны индуктивно-эмпирический путь познания в социальной работе связывают с клиенто - ориентированными методами поддержки, когда «теория» объяснение формулируется под конкретный запрос клиента. Специфика познавательного процесса в этом случае предполагает достаточно большой сбор и оценки репрезентативной для данного случая информации, позволяющей обнаруживать закономерности в конкретной ситуации.

Диалектико-материалистический путь познания - исходит из того, что материя имеет различную организацию, находится в постоянном движении, источником которого являются внутренние противоречия. Познание данных противоречий осуществляется путем созерцания различных реалий, в контексте многообразных процессов, в том числе и исторических. Диалектико-материалистический путь познания характерен для анализа социально-экономических условий, обеспечивающих равенство потребления и перераспределения материальных благ как в условиях капиталистического общества, так и в условиях стран с рыночными отношениями. Социальные работники выясняя причины деструктивных процессов как в жизнедеятельности общества, так и отдельного индивида имеют возможность прийти к противоборствующим процессам, позволяющим выявить и наметить конструктивные процессы. Социальная работа в данном контексте познания представлена марксистской социальной работой, где познания общественных противоречий – основа метода исследования.