Теории и методы социальной работы - Метод индивидуальной социальной работы

Метод индивидуальной социальной работы

Метод индивидуальной социальной работы, социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один - на - один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Ситуация «один - на - один» предполагает определенные специфические отношения между социальным работником и клиентом. В помогающем индивидуальном процессе планируется не только определенная процедура взаимодействий, но выдвигаются требования к ролям социального работника, определенным знаниям о клиенте, необходимые для работы в системе «один -на - один».

Согласно концепции Л. Джонсон помогающий контекст можно представить в виде активной системы, которую представляют социальный работник и клиент, со своими специфическими качествами и свойствами. На схеме представлены условия для субъект- субъектного взаимодействия в процессе индивидуальной работы со случаем.

Система    взаимоотношений    в    индивидуальном    помогающем процессе

Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. После того как между социальным работником и клиентом, установлен контракт, начинает осуществляться система последующих действий.

Общая  модель  действий  социального  работника  в  индивидуальной работе со случаем можно представить в следующем виде:

1. Установление первичной связи

Установление потребности клиента в изменениях. Социальный работник на данной стадии может столкнуться с тем, что клиенты отказываются подтверждать, что они имеют проблему, и что они желают прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может сфокусировать внимание на том, почему клиент полагает, что проблема не существует и, накапливая доказательства, демонстрировать клиенту существование проблемы. Клиент затем должен быть сопоставлен тактичным способом, с этим доказательством. В том случае, если и после этого потребностей в изменении не найдено, социальный работник оставляет возможность клиенту обсудить его проблему в будущем, когда он сочтет нужным о ней поговорить.

2. Исследование и разъяснение проблемы.

Следующая стадия процесса происходит, когда клиент достигает точки, в которой приходит к само осознанию, что социальный работник является полезным в сложившейся ситуации. Это этап, когда происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.

3. Мотивация.

Оценка социального работника с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента, если клиент не становится мотивируемым, чтобы измениться, конструктивные изменения не способны произойти.

4.Концептуализация проблемы Социальный  работник   и  клиент   взаимно   согласовывают  определение   цели,    которую    нужно   достигнуть,    методы,    которые нужно использовать  и задачи, вовлеченные в достижение целей.

Они совместно оценивают различные варианты решения проблемы, определяют объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто клиенты первоначально имеют тенденцию, рассматривать свою проблему как некий комплекс неполноценности, поэтому они становятся беспокойными и эмоциональными. В этой ситуации они не способны видеть, что их проблема имеет ряд компонентов, которые они могут изменять в необходимом режиме.

5. Исследование стратегий решения

Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент уникален также как и его проблемы. Что работает для одного клиента, не может представлять интерес для другого.

6. Выбор стратегии

Оценка процесса и результатов социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или отказывается изменять ситуацию, имитирует действие, то конструктивных изменений не будет происходить.

7 Реализация стратегии

Взаимодействия   будут    успешными,   если   клиент   выполняет взятые им обязательства.

8 Эволюция

При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых

перемен, а отношения между социальным работником и клиентом должны быть прекращены.

Однако в процессе индивидуальной работы исходят из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права, а также, основываясь на профессиональные ценности социальной работы, в процессе взаимодействия профессионалы руководствуются следующими принципами:

1. Клиент индивидуален;

2. Он имеет право на выражение своих чувств;

3. Управляемое эмоциональное участие;

4. Принятие;

5. Не быть оцененным;

6. Он имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

7. Клиент имеет право на конфиденциальность.

Можно отметить, что по - мимо того, каким правилам необходимо придерживаться, в практике индивидуальной работы формируются определенные принципы запрещающие социальному работнику, в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет наносить ему вред, ограничивать степень его самостоятельности. Среди этих правил можно выделить следующие:

•        никогда не помогайте «третьему лицу» - тому, кого Вы не видели и с кем не обсуждали сложившуюся ситуацию;

•        никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);

•        не пытайтесь заставить другого человека, во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

не принимай решения за другого человека, и не пытайтесь убедить человека сделать, с вашей точки зрения, выбор.1