Теории и методы социальной работы - Мужчины

Мужчины

Представление о маскулинности народы мира связывают с различными стереотипами. Восточная культура мужественность и физическое совершенство связывают с наличием у мужчины большого живота, поскольку там сосредоточена жизненная энергия. В западной цивилизации – античность, с ее требованиями пропорционально развитого тела, является образцом физического совершенства и мужественности. Дж. Уайли, осмысливая культурные представления различных народов о маскулинности, приходит к выводу: «чем выше, больше, тяжелее мужчина, тем больше мужественностью он обладает».1 Это то архетипическое начало, которое лежит в коллективном бессознательном у многих народов мира. Современные стереотипы мужественности связываются с такими качествами как физическая сила, свобода отношений, например, в вопросах внешности и употреблении алкогольных напитков, сексуальных связей. Однако с ростом женского движения, усилением роли женщины в производственных отношениях выдвигаются требования, ранее не предъявляемые к мужчинам. Эти  женские  идеологемы  согласно  исследованиям Б.

1 Уайт Дж. В поисках фаллоса. Приап и Инфляция мужского. Спб., 1996. С. 8

Леннеер - Аксельсон можно представить в виде следующих требований:

•     Мужчина должен зарабатывать много денег, к тому же успевать разделить ответственность в доме;

•     Мужчины должны быть сильными, логичными, решительными, анализирующими, разумными, мягкими…;

•     Мужчина должен быть мягким и твердым одновременно;

•     Мужья должны бегать, убирать комнату, заботиться о детях, готовить пищу, содержать в порядке машину и прочее оборудование…;

•     Мужчины должны делать карьеру и одновременно не пренебрегать женой…1

Однако культурные нормы, имплицитные гендерные концепции, ролевые обязательства формируют определенные ограничения для проявления маскулинности в современном обществе. Согласно исследованиям Дж. О’ Нила в процессе социализации мужчины находятся под давлением общественных установок, которые заставляют их усваивать и принимать определенные ролевые обязательства. Он считает, что шесть типов ограничений в обществе, накладывают определенный отпечаток на проявление «маскулинности» как специфического социального феномена полового диморфизма:

•     Запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение;

•     Невнимание к проблемам здоровья;

•     Одержимость достижениями и успехами;

•     Регламентация сексуального поведения;

•     Стремление к власти и соперничеству;

Лернеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул, 1993 С.64.

•  Гомофобия (отвращение к однополой любви).1

Социальные нормы и стереотипы вызывают к жизни специфические проблемы, с которыми сталкиваются мужчины в процессе жизнедеятельности.

Мужчина - клиент

Кризис маскулинности - проблема нашего века. Кризис связан с изменением характера труда на свободном рынке, экономической и социальной свободой женщины. С другой стороны, от мужчин требуется больше активности, не только в обеспечении семьи в условиях равноправного социально-экономического партнерства, но и выполнение ранее не свойственных для них социально-ролевых функций. Например, выполнение работ по дому, или осуществление ухода за больным ребенком. Ситуация усугубляется, если мужчина оказывается безработным, а работа женщины является единственным источником финансирования семьи. Таким образом, происходит разрушение поло - ролевых установок, сформированных в процессе социализации, что приводит к определенным проблемам: агрессии, насилию, суицидам.

Запреты и ограничения, которые предписываются мужчине в обществе, психосоциальные проблемы в брачно-семейных отношениях, могут вызывать различные формы депрессии, психосоматические расстройства, провоцировать систематическое употребление алкогольных напитков, что в свою очередь не может не отразиться на интимной жизни мужчины.

Агрессия

Агрессивность рассматривается исследователями различных стран как производная мужской социализации. Продвижения по службе, профессиональная компетентность требует определен-

1 Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.2. М., 1994 С. 87.

ных агрессивных действий со стороны мужчины. Агрессия является инструментом (Р.Бэрон, Д.Ричардсон), к которому прибегают мужчины для получения социального и материального вознаграждения. В этом отношение мужская агрессивность:

•     средство достижения..;

•     попытка снова установить «однозначность» в социальной ориентации в непредсказуемом и ставшем противоречивыми окружении…;

•     средством экстернализации;

•     реакцией на повышенные требования в социальных отношениях и по отношению к проблемным нагрузкам;

•     стратегическим поведением при социальной изоляции и слабых контактах…1

Однако часто агрессивность проявляется в сфере семейно-брачных отношений, в процессе воспитания детей, что приводит к психо - травмирующим последствиям не только для объектов, но и самих субъектов агрессии.

Суициды

Согласно отечественным исследованиям мужчины значительно чаще, чем женщины заканчивают жизнь самоубийством, и мужскую суицидальную активность можно рассматривать как устойчивую тенденцию, не только в Российской Федерации, но и в других странах мира. Согласно исследованиям В. Афансьева и Я. Гилинского2 динамика уровня самоубийства на 100 тыс. человек среди мужчин и женщин в СССР выражалась в следующих соотношениях.

1  Бенеш Л. Мужская социализация и проблемы насилия/ Молодежь и насилие: причи
ны, формы проявления, методы предупреждения М., 1995. С. 68-69.

2  Гилинский Я.,В.Афанасьев Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.
Спб., 1993 С. 105

Алкоголизм

По данным Всемирной организации здравоохранения алкоголизмом страдают мужчины чаще, чем женщины. Однако, если разрыв между мужчинами и женщинами в начале века составлял 1: 10, то в конце века- 1:5. Поло-ролевые стереотипы и социальные установки накладывают определенный отпечаток на формирование у мужчин алкогольной зависимости. Стрессы, дезадап-тивные факторы, семейные конфликты, финансовые проблемы, неурядицы на работе, разводы провоцируют развитие алкоголизма. Алкоголь выступает психотропным средством различного действия. В зависимости от дозы он может оказывать эйфоризи-рующее, антидепрессивное, снотворное действие. При постоянном употреблении алкоголя, постепенно формируется синдром алкогольной зависимости, который приводит не только к различным видам заболеваний (диабеты, гепатиты, циррозы и т.д.), но и к различным формам насилия в семье и обществе. Сегодня в РФ можно наблюдать рост алкоголизации населения. Если в 1991 году под диспансерным наблюдением было 224, 9 тыс. человек, то в 1994 – 237,5 тыс. человек. Соотношение больных страдающих алкоголизмом мужчин и женщин составляет 1:5, то можно констатировать рост мужского алкоголизма. В диаграмме показана тенденция заболеваний населения алкоголизмом на 100 тыс. населения1.

Социально-психологические предпосылки развития алкоголизма вообще и мужского в частности связывают с трудностями адаптации к различным стрессогенным факторам. Алкогольная предрасположенность связана, по мнению В.Дунаевского, В.Стяжкина с индивидуальными психо-физиологическими особенностями личности и условиями воспитания. Они выделяют четыре типа личности, имеющие предрасположенность к развитию алкоголизма:

лица с завышенной самооценкой, стоящие вне критики;

Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития М., 1995 С. 325.

•     «агрессивные», асоциальные, жестокие, с легко возникающим чувством ненависти;

•     «неприспособленные», беспомощные, склонные к невротическим реакциям;

•     «странные», с чертами депрессивности и параноидально-сти.1

Мужские стереотипы и сексуальность

Эрих Фромм, рассуждая о мотивации мужского сексуального влечения, пришел к выводу, что в основе лежит явление «несексуального происхождения»- тщеславие. «Мужчина, которому кажется, что он полон сил и энергии для сексуальных приключений, а сексуальная привлекательность женщин провоцирует его, на самом деле находится во власти своего тщеславия: он хочет доказать свое превосходство над другими мужчинами».2

Феномен «тщеславия» имеет сложную психо - социальную обусловленность. Он связан с мужскими стереотипами на сексуальную сферу, восприятием общества на сексуальную свободу -несвободу мужчин, нормативными требованиями к супружеской верности - неверности.

Мужские сексуальные стереотипы, согласно подходам Зиль-бергельда3 формируются вокруг следующей мифологии:

мужчина не должен иметь определенные чувства или по крайней мере их проявлять;

в сексе, как и везде, идут в счет лишь достижения; в сексе мужчина берет на себя ответственность и руководство;

Дунаевский В., Стяжкин В. Наромания и токсикомания. М., 1990 С.79.

Э.Фромм Мужчина и женщина. М., 1998 С.123.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т.1 М., 1994. С. 80

•                     мужчина всегда готов к сексу;

•                     телесный контакт должен вести к сексу;

•                     секс значит половой акт;

•                     секс должен быть естественным и спонтанным.

Инициатива, которую должен брать на себя мужчина в физическом плане в отношении женщин не всегда реализуется на практике, так как это может быть связано с различным сексуальным опытом партнеров, с их психосексуальной индивидуальностью.

Фрустрация и разочарованность могут вызвать и специфические мужские страхи. К.Хорни к таким страхам относила, «боязнь не удовлетворить женщину». Она считала, что в основе этого страха находиться биология пола, когда мужчина «вынужден каждый раз перед женщиной доказывать свою потенцию». Претензии на маскулинность, « как некой вещи, которая представляет цену сама по себе», боязнь насмешек вызывает определенную неуверенность, неустойчивость отношений между мужчиной и женщиной.1 Как показывает практика помогающих профессий, мужские стереотипы сексуальности могут провоцировать различные психосексуальные расстройства, приводить к депрессивным состояниям, либо вызывать различные формы агрессии в отношении женщин, толкать к алкоголизму и противоправным действиям.

Другой гранью мужских стереотипов является представления о мужчине как об инициаторе сексуальных отношений. В контексте данной проблематики психологи дают следующую ролевую

Хорни К. Женская психология. Спб., 1993 С. 95.

типологию мужчин, поведение которых обусловлено маскулинной мифологией 1:

•                                                            «Разочарованный» - потерявший желание интимной близости, после долгих лет совместной жизни; не стремящийся найти новые «подходы» к интимной близости;

•                                                            «Завоеватель» - мужчина, озабоченный постоянными поисками новых сексуальных связей, самоутверждающийся на своих достижениях;

•                                                            «Беглец» - мужчина не испытывающий удовлетворения от брачно-семейных отношений, осуществляющий поиски психо- сексуальной гармонии вне семейных отношений.

В основе данной мифологии лежат причины дисгармонии в брачно-семейных отношениях, эмоциональной и сексуальной недостаточности у партнеров, социальной незрелость личности, различные комплексы, которые и провоцируют супружескую неверность. Можно говорить о том, что мужчина - клиент в контексте брачно-семейной проблематики, его проблемы психо - сексуальных конфликтов, важнейшая составная часть социальной работы.