Теории и методы социальной работы - Основные модели индивидуальной работы со случаем Социальная индивидуальная работа

Основные модели индивидуальной работы со случаем Социальная индивидуальная работа

Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительную модификацию. Сегодня можно наблюдать отдельные подходы с этим общим названием. Социальная индивидуальная работа является методом или методами помощи разработанными в процессе эволюции профессии социальной работы, главная цель, которой состоит в том, чтобы, чтобы помочь личностям и семьям разрешать их социальные проблемы и достигать адекватного уровня социального функционирования.

Метод решения проблем

Разработан H. Pelman. Метод основан на психодинамических подходах, базовый постулат, что все человеческая жизнь является «проблемно - решающим процессом». Личность неспособная, справляться с проблемой в результате следующих причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности или возможность работать над решением проблемы, или не умением разрешать проблему соответствующими способами. Задача социального работника помочь клиенту в данных ситуациях.

Психосоциальный подход

F. Hollis разработала дальнейшие концепты диагностических и психоаналитических школа применительно к методу индивидуальной работы. Подходы в значительной степени состоят из процесса помощи, на основе проникновение в причины девиацион-

Забадыкина Е.В.  Памятка социальному работнику /  Социальные работники за безопасность в семье М., 1999. С. 142.

ного или дезадаптивного поведение субъекта, «истории болезни
клиента». Психосоциальный подход предполагает сложную диаг
ностику относительно «личности в ситуации», при непосредст
венном участии самого клиента. В дополнение к методам прямо
го, непосредственного лечения, F. Hollis разрабатывает такие мо
дели вмешательства, где значительный акцент относится к окру
жению клиента. Психосоциальный подход интенсивно применя
ется в случаях понимания индивидуальных и социальных про
блем, а также проблем связанных со здоровьем клиента, при та
кой этиологии как рак, мастэктомия, олигофрения и ряд других.
Подход центрированный на задачи
Вмешательство, центрированное на задаче – это набор проце
дур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем. Про
блема в методе центрированного на задаче формулируется кли
ентом, при согласовании с социальным работником, а также она
определяется целями и возможностями социального агентства.
Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблем
но-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодейст
вие четко структурировано, директивно и ограниченно во време
ни. Последовательные шаги взаимодействия социального работ
ника и клиента предусматривают следующие действия: исследо
вание специфики проблемы клиента, заключение контракта, пла
нирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установ
ки, урегулирование проблемы. Определение состояния проблемы
и точного выполнения задач, являются главными составляющим
успешного разрешения проблемы клиента. Данный метод был
предложен в 1970 году Ried and Epstein, и проверен в результате
широкой эмпирической     практики в социальных агентствах.

Поведенческий подход

Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, когда она выступала первоначально как научный метод, но впоследствии вытеснилась практикой психоанализа. Однако в 60-70-х годах на основе бихевиористских подходов складываются новые техники помощи.

Эдвин Й. Томас начал вводить поведенческие методы в практике социальной работы в образовании в 60-ых годах. Практика социальной работы позволяла получать, на основе поведенческих подходов, эмпирическую информацию, что давало возможность управлять и оперативно оценивать процесс вмешательства. Поведенческий подход совместим с подходом в социальной работе «личность – среда», он сосредотачивается на личностных ресурсах окружающей среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение.

В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения.

Техники оперантного изменения поведения включают такие виды интервенций как: позитивное и негативное изменение поведения, дифференциальное изменение, коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.

Техники респондентного изменения поведения включают: рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений.

Поведенческий метод имеет достаточно широкое применение в решении проблем клиента. В центре его внимания могут быть вопросы из различных сфер социальной работы - от школьной до проблем геронтологии. В тех случаях, когда не существует исследований по ряду вопросов социальной поддержки, теоретические подходы бихевиоризма помогают социальным работникам ориентироваться в новой проблематике.

Экологический подход

Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды, на основе позитивного взаимообмена. «Человек - окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, форму которой он формирует соответствующими способами. Вмешательство, при применение методов экологического подхода, выдвигает требование двойного сосредоточения:

•     на улучшении компетентности клиента в окружающем жизненном пространстве, обучение «умениям жизнедеятельности»;

•     на формирование благоприятных окружающих сред через различные формы помощи и защиты.

Метод экологической модели распространяется на индивидуумов, группы, сообщество, где центральной темой является «жизненное пространство».