Теории и методы социальной работы - Парадигма «глобальной солидарности»

Парадигма «глобальной солидарности»

на рубеже веков утверждается в контексте макро – экологического подхода, в контексте идей справедливого общественного распределения и перераспределения материальных и духовных ресурсов. Философские основания альтруистического поведения Человека – помогающего определяются в данной парадигме тремя важнейшими факторами: ценностями человека, этикой общественного перераспределения ресурсов, ценностями профессии.

Человек как абсолютная ценность утверждается в принципах человеческого общежития. Принципы гуманистических отношений, связываются с активным ненасилием, с противодействием различным   формам   насилия   –    физического,   психологического,

экономического, идеологического.1 Эти принципы активно внедряются в мировом сообществе в качестве экономических, социальных, культурных прав человека. Согласно этим принципам Человек имеет право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, отдых, досуг, социальное обеспечение и социальное страхование, медицинское обслуживание, образование, культурное самовыражение. Эти ценностные установки становятся основой гуманистического отношения к человеку – нуждающемуся, устанавливают базисные ориентиры интеракций в подходах к «ситуации – судьбе» клиента. Мера профессионального участия человека - помогающего определяется степенью нарушения прав и свобод человека - нуждающего, индивидуальными представлениями клиента о справедливости, его экзистенциальными ценностями. Именно здесь закладываются ценностные ориентации со-циетальных и личностных технологий помощи и поддержки2.

Этика общественного перераспределения связывается с представлениями об обеспечении минимального жизненного уровня, ниже которого не должен опускаться ни один член общества. В логике этих подходов формируются представления о верхнем уровне жизни. В противопоставлениях этих концептов зарождаются этические принципы эгалитарного перераспределения. Благосостояние общества, если оно стремится к гуманности и справедливости, требует альтруистических действий не только на разрешение своих потребностей, но и потребностей социально уязвимых групп. В этом отношении система учреждений социальной поддержки является не только вещным воплощение нрав-1 Митрошенков О.А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. М., 1993 С. 25-27. 2 International standards and cultural diversity. Geneva, 1985.

ственных императивов общества, но и определенной мерой перераспределения общественных благ и ресурсов. Развитость или неразвитость системы социального обеспечения - показатель гуманности гражданского общества, показатель справедливости распределения. Социальные работники, осуществляя свою деятельность в институтах социальной поддержки, оказывают помощь в социальном функционировании нуждающимся. Они опосредованно участвуют в реализации этических норм жизнедеятельности общества, реализуя его ценностные нормы и установки.

Профессия для человека – помогающего выдвигает определенные стандарты профессионального поведения. Оно основано на принятие ценностей и идеалов профессиональной субкультуры, которая учитывает роль и место помогающего субъекта в системе общественных отношений. Она определяет его миссию в гуманизации этих отношений, обосновывает ценностные принципы индивидуального взаимодействия.

Таким образом, альтруистические основания профессии социальная работа связаны с социогенетическими факторами ее развития, как воплощением общественных потребностей в реци-прокации (взимопомощи) и редитстрибуции (справедливом распределении ). Человек- помогающий, не только общественная потребность и необходимость, но определенный фактор развития культуры и цивилизации. В этом отношении их ценностные основания являются регулятором профессиональной деятельности, определяют ее альтруистический интерес к человеку, побуждают человека – помогающего к реализации блага, личного и общественного благополучия.