Теории и методы социальной работы - Принципы конвергенции социальной работы и социальной педагогики

Принципы конвергенции социальной работы и социальной педагогики

Социальная работа и социальная педагогика находят в ХХ веке не только общие точки пересечения, но и образуют единую понятийную и научно-практическую сферу. Обнаруживается, что социальная работа имеет системные черты социальной педагогики. Наиболее отчетливо это видно в работе по социализации и ре-социализации молодежи, что доказывает утверждение о том, что социальная работа есть социальная педагогика в том числе.

Первые тенденции к сближению двух дисциплин намечаются в логике педагогической научной рефлексии в начале ХХ века. Это было связано прежде всего с тем, что исчезает романтическое представление о возможности средствами воспитания достигнуть гармонии в общественных отношениях. В контексте социальной политики воспитательные возможности рассматриваются как один из факторов в деле формирования свободной личности, той личности, которая способна к преобразованиям в общности. Например, П. Наторп утверждает, что «самоценность личности развивается сильнее всего как раз в скромной безличной преданности делу, именно общественному делу, что именно стремление к  освобождению личности, индивидуальности должно вести к социальной работе, которая по ее конечному смыслу будет всегда работой над социальным образованием».

Изменение модуса рефлексии, расширение и включение поня
тийного пространства, других понятийных реалий приводят к пе
реосмыслению понятия образования. Оно не сводится только к
передаче культурно-исторических ценностей, оно может пони
маться и в узком смысле: быть связанным с деятельностью лич
ности по «образованию» новых социальных отношений. Тем са
мым в этой связи и проявляются субъективность и индивидуаль
ность,     которые     формируются     в     активной     социально-
познавательной и преобразующей деятельности.

Такой подход не только у П. Наторпа, но и у ряда других педагогов, идеологов, например у А. Ферьера. Интерпретируя психоаналитические идеи З. Фрейда применительно к парадигме педагогики, он считал, что «жизненный импульс» субъекта необходимо направлять средствами воспитания в общественно необходимое русло. Нужно воспитать гражданина, отца, мать, готовых помочь обществу. В этом виделась основная задача воспитания в целом и конструктивного воспитания в частности.

Показателен данный пример и в другом случае. Педагогика того периода активно развивается по всем направлениям, включая в свое понятийное пространство не только различные социальные концепции, но и психологические, философские, биологические. Субъект воспитания становится полифункционален, его существование не связывают только с педагогическими смысловыми детерминантами, а понятийное пространство педагогики расширяется на многие виды научного знания и общественной практики.

Но если теоретическая флуктуация процесса наиболее наглядно представлена в ХХ веке, то в сфере практической деятельности, в сфере социальной практики два направления - educere и educare - имеют давние традиции. Здесь социальная работа выступала «педагогичнее», чем сама воспитательная практика, в том понимании, которое мы имеем сегодня.