Теории и методы социальной работы - Психодинамический     подход к личности клиента

Психодинамический     подход к личности клиента

Психодинамический   подход   базируется   на   психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивались, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее З. Фрейд приходит к тому, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта, и они могут мешать или помогать решению проблем пациента1.

Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находиться в нем самом, и что его трудности исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Отсюда, как считает К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

•     «Выразить себя как можно полнее и откровеннее;

•     Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;

•     Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».

Свободные ассоциации клиента помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. Способность - неспособность «порождать» свободные ассоциации позволила К.Хорни выделить основные типы пациентов:

Пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают
страхи или внутренние запреты;

Кан     М.     Между    психотерапевтом     и     клиентом:     новые     взаимоотношения.     Спб., 1997.С.16-21.

•     Пациенты, которые носят «маски», и не позволяют «вторгаться» в свободные ассоциации;

•     Пациент, неспособный порождать свободные ассоциации, без активного вмешательства аналитика.1

Познание природы проблем клиента осуществляется не только на понимании симптоматики аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента находят отражение в природе познания клиента в социальной работе.