Теории и методы социальной работы - Психологические теории поло/ролевой идентичности

Психологические теории поло/ролевой идентичности

В основе этих теорий лежат представления о различных механизмах психо-сексуальной дифференциации пола. Различие индивидов на основе их половой принадлежности рассмотрено в следующих основных теориях: теории моделирования, познавательной теории, теории социального научения, стадиальной теории.

Теория моделирования – в основе подходы З. Фрейда о механизмах идентификации. Ребенок отождествляет себя со своими родителями, имитирует их поведение, ориентируется на взрослых своего пола. Таким образом усваиваются поло/ролевые механизмы поведения.

Познавательная теория – ребенок сначала воспринимает себя как представителя пола (мальчика или девочку), а затем узнает о необходимых стереотипах поведения, чтобы вести себя соответственно.

Теория социального научения - в основе механизмы поощрения-наказания за проявление – не проявление маскулинности -фемининности. Поощрение или наказание за поведение.

Стадиальная теория - подчеркивает закономерности развития половой дифференциации в процессе индивидуального развития, которое проходит следующие стадии: усвоение стандартов социального поведения, обучение специфическому поведению, сопоставление с другими людьми, осознание «правил пола», на основе интериоризированного опыта.1