Теории и методы социальной работы - Ролевой подход

Ролевой подход

С. Бриар и Г. Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Они считают, что клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырем источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.

Социальное агентство Социальное агентство имеет систему «допуска», то есть, те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Таким образом, нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадать, чтобы удовлетворить запросы клиента. Только в этом случае агентство гарантирует сохранение его прав и обязанностей. Услуга гарантируется, если клиент соответствует

нормам, предлагаемым агентством. Ожидания клиентов существенно меняются в зависимости от типа учреждения. Терапевтическая эффективность агентства также зависит от общественного мнению и формальных ограничений учреждений, а также ожиданий клиента, которые могут иметь различные ориентации. В этой связи образуется специфический континуум, который, формирует различные ролевые ожидания клиента. Опираясь на классификацию Этуниони, авторы вслед за ним, предлагают следующие роли проявляемые в агентствах на основе ориентацией клиента:

•     «нравственные ориентации» - клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности социального работника и охотно сотрудничает с ним;

•     «расчетная ориентация» - клиент открыто сотрудничает с агентством, он не разделяет ценностей социального работника;

•     «отчуждающая ориентация» - клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идет на соглашение при применении санкций.