Роли социального работника
Субъект - субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной среды вызывают свои специфические проблемы проблемы, ре-1 Warren R. The Community in America. - Chicago, 1963.
шение которых возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на принципиальные подходы к взаимодействию, роли социального работника. Так в субъект - субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип "лицом к лицу", заменяется на принцип - "помощь через структуру". Отсюда, важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:
- адвокат;
- брокер;
- эксперт;
- социальный ориентир.
Базисная концепция этих ролей основана на организации и предоставлении помощи коллективам и группам в микросоциальной среде, они должны способствовать активизировать развитие общности и улучшить модель ее жизнедеятельности.
Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной компетенции. Среди них умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
Однако оперативное вмешательство выдвигает требования к компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечение к совместной деятельности с различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит мультидисципли-нарный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания и умения, кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.
Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Griffiths Report, являются:
1. Доступность сервиса;
2. Активное сотрудничество потребителей с социальными
агентствами;
3. Межведомственная работа;
4. Развитие новой инициативы;
5. Создание сети поддержки;
6. Децентрализация контроля за методами вмешательства в
бюджет;
7. Активизация подходов;
8. Закрытый сервис микросоциальной среды;
9. Подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.
Модель |
ло- кального развития |
Модель со- циального пла- циальных акций нирования |
Модель со- |
Целевые акции |
Организация само-помощи, интеграция. |
Рассмотрение проб-лемно-ориентирован-ных задач. |
Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институ-цио-нальный обмен. |
Соблюдение структурных и проблемных условий |
Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций. |
Социальные проб-лемы, психическое и физическое здоровье. |
Социальная несправедливость, деприва-ция |
Основные стратегии |
Широкий спектр социальных проблем и их решение |
Сбор фактов и рациональное решение проблем |
Организация сооб-щества против негативных прояв-лений |
Тактика и техники деятельности |
Консенсус: групповые дискуссии и взаимодей-ствие групп сообщества с заинтересованными лицами |
Консенсус-конфликт |
Конфликт-соревнова-ние: конфронтации, директивные акции. |
Роли |
Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений |
Фасилитатор, аналитик, выполни-тель программ. |
Адвокат, агитатор, брокер. |
Средства |
Манипуляции, задаче – ориентированные группы |
Манипуляции формальной органи-зацией и данными |
Манипуляция организацией масс и политическими процессами |
Концепции и общественные интересы |
Рационализм-объединение |
Идеализм-объединение |
Реализм-объединение |
Концепции клиентов |
Горожане |
Потребители |
Жертвы |
Ролевые концепции клиентов |
Участники проблемных процессов |
Потребители или получатели |
Служащие, избиратели. |