Теории и методы социальной работы - Роли социального работника

Роли социального работника

Субъект - субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды интервенций. Макропроцессы микросоциальной среды вызывают свои специфические проблемы проблемы, ре-1 Warren R. The Community in America. - Chicago, 1963.

шение которых возможно через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Это влияет на принципиальные подходы к взаимодействию, роли социального работника. Так в субъект - субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип "лицом к лицу", заменяется на принцип - "помощь через структуру". Отсюда, важнейшими подходами в практике поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:

-   адвокат;

-   брокер;

-   эксперт;

-   социальный ориентир.

Базисная концепция этих ролей основана на организации и предоставлении помощи коллективам и группам в микросоциальной среде, они должны способствовать активизировать развитие общности и улучшить модель ее жизнедеятельности.

Микросоциальная среда выдвигает определенные требования к профессиональной компетенции. Среди них умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных. Умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.

Однако оперативное вмешательство выдвигает требования к компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечение к совместной деятельности с различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит мультидисципли-нарный характер, поскольку каждый специалист стремится в общий процесс привнести свои знания и умения, кроме того, он располагает определенными общественными полномочиями.

Основные    принципы    и    модели    работы    в    микросоциальной среде

Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Griffiths Report, являются:

1. Доступность сервиса;

2.   Активное    сотрудничество    потребителей    с    социальными
агентствами;

3.   Межведомственная работа;

4.   Развитие новой инициативы;

5.   Создание сети поддержки;

6.  Децентрализация   контроля   за   методами   вмешательства   в
бюджет;

7.   Активизация подходов;

8.   Закрытый сервис микросоциальной среды;

9.   Подвижность.

Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.

 

Модель

ло-

кального развития

Модель   со-

циального       пла-    циальных акций нирования

Модель   со-

 

Целевые акции

Организация само-помощи,     интеграция.

Рассмотрение   проб-лемно-ориентирован-ных задач.

Урегулирование    взаимоотношений      и     ресурсов,   институ-цио-нальный обмен.

Соблюдение структурных             и проблемных условий

Аномия,             сохранение  демократических      взаимоотношений,          традиций.

Социальные проб-лемы,    психическое    и    физическое     здоровье.

Социальная несправедливость,       деприва-ция

Основные     стратегии

Широкий спектр           социальных   проблем   и   их решение

Сбор     фактов и      рациональное решение            проблем

Организация сооб-щества против     негативных прояв-лений

Тактика и техники

деятельности

Консенсус: групповые дискуссии    и    взаимодей-ствие   групп   сообщества с заинтересованными       лицами

Консенсус-конфликт

Конфликт-соревнова-ние: конфронтации, директивные   акции.

Роли

Координатор, учитель   по   этическим         ценностям, навыкам   проблемных решений

Фасилитатор, аналитик,           выполни-тель    программ.

Адвокат,  агитатор, брокер.

Средства

Манипуляции, задаче   –    ориентированные группы

Манипуляции   формальной органи-зацией    и данными

Манипуляция    организацией   масс   и   политическими      процессами

Концепции  и   общественные интересы

Рационализм-объединение

Идеализм-объединение

Реализм-объединение

Концепции       клиентов

Горожане

Потребители

Жертвы

Ролевые концепции клиентов

Участники проблемных       процессов

Потребители или получатели

Служащие, избиратели.