Теории и методы социальной работы - Сексизм и культура

Сексизм и культура

В мировой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция мужчина – женщина. Можно отметить, что в языческом сознании для многих народов мира характерно противопоставление мужчины - женщине, где женщина рассматривается как источник бед и несчастий, а также существо, стоящее на более низкой ступени общественного развития. В качестве иллюстрации можно привести поговорки у разных народов мира. Например, в русских пословицах встречаются такие выражения « Курица не птица – баба не человек», « Собака умней бабы: на хозяина не лает», « Волос долог - да ум короток»1; в осетинских – «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина –глупее коровы», «У женщины характер змеиный».2 Однако, основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает свое важное общественное значение, приобретая индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя вторичное место женщине. Так на Моконском Соборе 585 года была начата дискуссия, которая продолжалась более ста лет, применимо   ли   к   женщинам   слово   «homo».   Можно   говорить   о

Даль В.И. Пословицы русского народа. Т.1. М., 1984. С. 274 – 275. Осетинские (дигорские) народные изречения. М., 1980. С.107-108.

древне - русской традиции, раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины.1 Дело в том, что девицу до замужества называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела ей было отказано в индивидуальной социальной идентификации. Можно отметить, что идущая с языческого периода «анималистическая традиция», когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, находит отражение и в XIX веке в виде дискриминационных теорий пола. О. Вейнингер рассматривает женщину в мировой культуре как функцию мужчины, без которого она не может существовать не только экономически, но и духовно. И хотя он и считает, что «женщины все же люди и к ним следует относиться, как таковым», тем не менее, он отказывает им в ряде прав, например таким как доступ к политике. Для него женщина как идея и женщина как реальный общественный субъект две различные субстанции, где вторая должна быть подчинена мужчине2. Однако культурно-историческая проблема дискриминации женщин еще требует своего всестороннего осмысления. В мировой истории можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV-XVII, промышленной революции значительно снижается, однако увеличивается в системе домашнего хозяйствования. В разных культурах мира эта тенденция находит своеобразное отражение. Так в XVII веке в России женщины - домовластительницы, согласно исследованиям Н.Л. Пушкаревой, формально признавали главенствующую  роль  мужчины  в доме,  однако фактически  они

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М., 1998ю С. 263

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.

занимали господство в домашней сфере.1 Хрестоматийным является образ Кабанихи в пьесе Н.А.Островского «Гроза», в котором находит отражение та культурна среда, где дискриминация женщиной - женщины и женщиной - мужчины является нормой и общественным правом.

Вместе с тем можно сказать, что общественные женские движения в ХХ веке изменили социальную и культурную картину «мужского мира». Феминизм как научное и политическое течение предложил свое видение не только проблем равенства пола, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании, которое охватывает от философии и политологии, до культурологии и психологии. Находит преломление данной идеологии и в теоретических концептах социальной работы.

Динамику развития общественных отношений и оформление основных сексистских паттернов отражено в таблице.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало XIX века) М., 1997

Традиции

Западная цивилизация

Россия

Языческая традиция

Древняя Греция

Архаическая эпоха

Пренебрежительное       отношение к женщине, отсутствие доступа к обра-зованию, распоряжением имущест ва.

Эллинистическая эпоха

Возрастает     самостоятельное значение женщины в обществе,   появляются   условия   для образования,              приобрете-ния профессий.

Древний Рим

Эпоха Республики

Женщина    в    зависимости    от мужчины   (отца,   мужа).   Участие в  обществен-ной  жизни,  получение образования.

Эпоха Империи

Распоряжается       имуществом, учас-твует в политической жизни общества,    вступает    в    брак    по собственной инициативе

Не имеет самостоятельности, подчиненность мужчине. Жена и женщина в этимологических словарях выступают как синонимы. Узаконен инфатицид в отношении женщин.

Средневековая традиция

Оформление                    концепции «вторичности»      женщины;      моральные     антино-мии:     благочестивый    муж    –    нечестивая    жена; «идеал содомский» – «идеал Мадонны».

Снижение инфатицида. Моральные антиномии: Женщина нарушительница социальных           норм           –

женщина домоуправительница, расторжение брака женщиной.

Традиции эпохи        просвещения

Женофобия.        «Женское»        – противоположное     «мужскому». Оформление     маскулинной     концепции:        объективизм,        сознательность,   прагматизм,   стабильность.   Мужчина   –   творец   истории.

Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискриминация матери – дочери; узаконение бракоразводных процессов.

Традиции XIX       столетия

«Фалологоцентризм»     -     приоритет текстов мужской культуры.    Дуализм    мира    и    общества как  конфликт  «мужского  и  женского».       Концепции       «неполноценности        женской        природы». Анти-сексистские концепции.

«Природно – женское» как антитеза человеческому началу; концепция злой женственности; оформление концепций эмансипации.

Традиции ХХ         столетия

Естественно-природный     дуализм     пола     как     основание     для дискриминации    женщин.    Феминизм   как   теория   множественности различий.

Философия   «равенства   мужчины   и   женщины»;        дискриминация     по     социальным, профессиональным, политическим       ориентациям.