Сексизм и культура
В мировой культуре исторически сложилась бинарная оппозиция мужчина – женщина. Можно отметить, что в языческом сознании для многих народов мира характерно противопоставление мужчины - женщине, где женщина рассматривается как источник бед и несчастий, а также существо, стоящее на более низкой ступени общественного развития. В качестве иллюстрации можно привести поговорки у разных народов мира. Например, в русских пословицах встречаются такие выражения « Курица не птица – баба не человек», « Собака умней бабы: на хозяина не лает», « Волос долог - да ум короток»1; в осетинских – «Лучше один мужчина, чем сто женщин», «Женщина –глупее коровы», «У женщины характер змеиный».2 Однако, основная фаза дискриминации женщин наступает в эпоху образования мировых религий. К этому времени женский труд утрачивает свое важное общественное значение, приобретая индивидуальный и семейно-групповой смысл. Маскулинные идеи пронизывают все религии, отводя вторичное место женщине. Так на Моконском Соборе 585 года была начата дискуссия, которая продолжалась более ста лет, применимо ли к женщинам слово «homo». Можно говорить о
Даль В.И. Пословицы русского народа. Т.1. М., 1984. С. 274 – 275. Осетинские (дигорские) народные изречения. М., 1980. С.107-108.
древне - русской традиции, раннем средневековье, когда женщина являлась «предикатом» мужчины.1 Дело в том, что девицу до замужества называли по имени отца, а после вступления в брак по имени мужа, по сути дела ей было отказано в индивидуальной социальной идентификации. Можно отметить, что идущая с языческого периода «анималистическая традиция», когда женщину не идентифицируют как человека, а сравнивают с павлинами, змеями, волчицами, кошками, находит отражение и в XIX веке в виде дискриминационных теорий пола. О. Вейнингер рассматривает женщину в мировой культуре как функцию мужчины, без которого она не может существовать не только экономически, но и духовно. И хотя он и считает, что «женщины все же люди и к ним следует относиться, как таковым», тем не менее, он отказывает им в ряде прав, например таким как доступ к политике. Для него женщина как идея и женщина как реальный общественный субъект две различные субстанции, где вторая должна быть подчинена мужчине2. Однако культурно-историческая проблема дискриминации женщин еще требует своего всестороннего осмысления. В мировой истории можно наблюдать, что роль женщины в период активизации хозяйственной деятельности XV-XVII, промышленной революции значительно снижается, однако увеличивается в системе домашнего хозяйствования. В разных культурах мира эта тенденция находит своеобразное отражение. Так в XVII веке в России женщины - домовластительницы, согласно исследованиям Н.Л. Пушкаревой, формально признавали главенствующую роль мужчины в доме, однако фактически они
Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М., 1998ю С. 263
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.
занимали господство в домашней сфере.1 Хрестоматийным является образ Кабанихи в пьесе Н.А.Островского «Гроза», в котором находит отражение та культурна среда, где дискриминация женщиной - женщины и женщиной - мужчины является нормой и общественным правом.
Вместе с тем можно сказать, что общественные женские движения в ХХ веке изменили социальную и культурную картину «мужского мира». Феминизм как научное и политическое течение предложил свое видение не только проблем равенства пола, но и существования различных моделей демократии, в том числе и на основе гендерных подходов. Сегодня можно говорить о феминизме как об общественном течении и системном знании, которое охватывает от философии и политологии, до культурологии и психологии. Находит преломление данной идеологии и в теоретических концептах социальной работы.
Динамику развития общественных отношений и оформление основных сексистских паттернов отражено в таблице.
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало XIX века) М., 1997
Традиции |
Западная цивилизация |
Россия |
Языческая традиция |
Древняя Греция Архаическая эпоха Пренебрежительное отношение к женщине, отсутствие доступа к обра-зованию, распоряжением имущест ва. Эллинистическая эпоха Возрастает самостоятельное значение женщины в обществе, появляются условия для образования, приобрете-ния профессий. Древний Рим Эпоха Республики Женщина в зависимости от мужчины (отца, мужа). Участие в обществен-ной жизни, получение образования. Эпоха Империи Распоряжается имуществом, учас-твует в политической жизни общества, вступает в брак по собственной инициативе |
Не имеет самостоятельности, подчиненность мужчине. Жена и женщина в этимологических словарях выступают как синонимы. Узаконен инфатицид в отношении женщин. |
Средневековая традиция |
Оформление концепции «вторичности» женщины; моральные антино-мии: благочестивый муж – нечестивая жена; «идеал содомский» – «идеал Мадонны». |
Снижение инфатицида. Моральные антиномии: Женщина нарушительница социальных норм – женщина домоуправительница, расторжение брака женщиной. |
Традиции эпохи просвещения |
Женофобия. «Женское» – противоположное «мужскому». Оформление маскулинной концепции: объективизм, сознательность, прагматизм, стабильность. Мужчина – творец истории. |
Повиновение женщины родителям и мужу; брачная дискриминация матери – дочери; узаконение бракоразводных процессов. |
Традиции XIX столетия |
«Фалологоцентризм» - приоритет текстов мужской культуры. Дуализм мира и общества как конфликт «мужского и женского». Концепции «неполноценности женской природы». Анти-сексистские концепции. |
«Природно – женское» как антитеза человеческому началу; концепция злой женственности; оформление концепций эмансипации. |
Традиции ХХ столетия |
Естественно-природный дуализм пола как основание для дискриминации женщин. Феминизм как теория множественности различий. |
Философия «равенства мужчины и женщины»; дискриминация по социальным, профессиональным, политическим ориентациям. |