Теории и методы социальной работы - Семья как фактор детских невротических расстройств

Семья как фактор детских невротических расстройств

О положение детей в Российской Федерации. Государственный доклад 1994. М., 1995. С. 31.

Московская   семья:   вчера,   сегодня,   завтра.   Информационно-методический   сборник. М., 1995 С. 10.

Практика родительского воспитания, согласно концепции А. Болдуина, делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что ребенок активно включен в проблемы семьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной субъективной позиции. Контролирующий стиль воспитания предполагает ограничение в поведении ребенка. Данные стили семейного воспитания направлены на воспитание самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитивные ценностные установки родителей. Отечественный ученый В. Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного воспитания, приводящих к развитию неврозов:

•     Тип А - неприятие и эмоциональное отвержение. Попытка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка, жесткий контроль и регламентация жизни ребенка; равнодушие к распорядку жизни, попустительство.

•     Тип Б - гиперсоциализация - тервожно - мнительная концентрация родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно - развивающих программ (иностранные языки, рисование, спортивные секции и т.д) без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка;

•     Тип В - эгоцентрический - культивирование внимания всех членов семьи на достижениях ребенка, «кумир семьи»1.

Более подробную характеристику семейных отношений, провоцирующие различные клинические формы неврозов, представляет Р. Армандо. Согласно ее подходу запреты во внутрисемей-

1 Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М., 1989 С. 25-26

ных отношениях приводят к различным аффективным состояниям и соматическим расстройствам. В процессе практики были выявлены следующие типы нарушений в процессе воспитания, повлекшие за собой нервозы у детей младшего возраста: исполнительный тип, тип внутренней деприваци, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный тип.