Теории и методы социальной работы - Социальная педагогика в логике социокультурных процессов

Социальная педагогика в логике социокультурных процессов

Утверждение, что социальная работа не тождественна социальной педагогике, раскрывает и другой смысл о наличии таких системных и качественных характеристик, которые дают возможность идентифицировать социальную педагогику как самостоятельный процесс, имеющий свой феноменологический ряд.

Отличие данного процесса лежит в плоскости осмысления и существования человека в реальном мире в системе социокультурных отношений. Субъект выступает по отношению к миру не как « человек-нуждающийся», а как человек – обучающийся -homo educandus. С этой точки субъект идентифицирует не только иной континуум существования, но и другой уровень культурно-исторического процесса, который можно охарактеризовать как educare - обучение, образование.

Однако обучение и образование рассматривается как процесс, который протекает в общественных институтах, где социальные нормы, ценности, отношения выступают в качестве социальных требований и задач, предъявляемых к личности. Отсюда усвоение знаний об окружающем мире и обществе осуществляется через поведенческие смысловые реакции субъекта. Затем они преобразуются   в  необходимые   умения   и  навыки  социального  функционирования. Важнейшей доминантой этого процесса является ход развития социального воспитания.